25.07.2023 21:20
В мире

"Зеленые" экстремисты готовили диверсию на угольном карьере в Германии

Текст:  Василий Федорцев
Российская газета - Федеральный выпуск: №163 (9108)
Окружной суд шведского Мальмё приговорил Грету Тунберг к штрафу в 2500 крон за неподчинение полиции во время июньской протестной акции в городском порту. Экологи тогда заблокировали подъезд к нефтяному терминалу, пытаясь таким образом сорвать доставку грузов. Тунберг, впрочем, виновной себя не признала и сразу из зала суда отправилась обратно в порт - на очередную акцию. Оттуда ее вновь пришлось выводить силой. "Мы не можем спасти мир, играя по правилам", - утверждала Тунберг во время суда.
Читать на сайте RG.RU

"Спасением мира" свои действия оправдывает не только Тунберг. Ее примеру сейчас следуют тысячи "зеленых" радикалов, перекрывающих дороги, взлетные полосы аэропортов и другую инфраструктуру по всей Европе. Судя по всему, большинство участников таких экстремистских акций уверовали в свою особую миссию, которая, по их мнению, оправдывает любые средства для спасения планеты. На судах, которые в последнее время все чаще выносят экологам приговоры с реальными сроками, активисты не демонстрируют раскаяния. Напротив - прямо заявляют о том, что намерены продолжать свою деятельность. "Для меня не имеет значения сегодняшний приговор, для меня важен только приговор истории", - произнес один из участников немецкой радикальной экоорганизации "Последнее поколение" после того, как суд города Хайлбронн весной отправил его за решетку на несколько месяцев.

Фраза произвела сильное впечатление на известного немецкого колумниста Яна Фляйшгауэра. "Над ней стоит задуматься. Тот, кто убежден, что несет ответственность только перед историей, уже мысленно отпустил несколько тормозов, которые обычно защищают людей от преступных действий", - написал он в журнале Focus. "Фракция Красной армии (левая террористическая группа, действовавшая в Германии в 1970-80-х годах) тоже начинала не со стрельбы и взрывов, а с листовок и призывов к гражданскому неповиновению", - отмечает колумнист.

Сравнения участников "Последнего поколения" и других подобных групп с левыми террористами второй половины прошлого века звучат в последнее время в Германии все чаще. Но сторонники радикальных экологов, коих немало в том числе среди политиков и журналистов, отвечают на это тем, что нельзя ставить на одну доску клей и взрывчатку. Экоактивисты, по их словам, действуют исключительно мирными средствами и не угрожают ничьей жизни.

Но, как оказалось, за кулисами вроде бы мирных протестов происходит то, что подтверждает самые худшие опасения и прогнозы. Немецкое издание Appolo News опубликовало выдержки из переписки участников "Последнего поколения" во внутреннем чате организации. Рядовые активисты и представители руководства обсуждали там совсем не мирные планы, касающиеся, в частности, угольного карьера Гарцвайлер. Прошлой зимой там были масштабные протесты и столкновения с полицией, в которых принимала, кстати, участие и Грета Тунберг. Экологи протестовали против расширения карьера, но ничего в итоге не добились. И тогда, как следует из переписки, они стали готовить план мести.

В частности, предлагалось разрушить насосные станции, снабжающие карьер водой, и таким образом затопить его. Альтернативным планом было поджечь Гарцвайлер с помощью большого количества легковоспламеняющейся термитной смеси. Причем планы атаки на карьер в чате вполне серьезно вместе с активистами обсуждал один из руководителей "Последнего поколения" Хеннинг Йешке.

В Германии возбудили дело против дальнобойщика, разбросавшего в сторону экоактивистов со своего пути
Взгляд из Франции

То, что цена билетов на поезд во Франции "кусается", знают практически все, кто решил отправиться в путь по железной дороге. И вот на днях стало известно, что они в среднем в два с лишним раза дороже, чем авиационные. Таков результат, к которому пришли эксперты одной природозащитной общественной организации, проанализировав цены на перевозки в некоторых европейских странах, включая Францию.

Кстати, примерно такая же картина у соседей - бельгийцев, испанцев, итальянцев. Понятно, что реакция местных экологов да и граждан в целом была крайне негативной. Тем более если учесть, что французские власти, как нынешние, так и прежние, беспрестанно говорят о том, что "экология - это наш рулевой", а "зеленая повестка" стоит чуть ли не на первом месте в приоритетах. А ведь известно, что из всех видов транспорта гражданская авиация в большей степени ответственна за выброс парниковых газов в атмосферу.

По сравнению с ней поезда загрязняют окружающую среду в 15-40 раз меньше. Казалось, именно для них следовало создать условия наибольшего благоприятствования и в первую очередь снизить железнодорожные тарифы. Однако по большому счету этого не происходит, чему есть ряд причин. В то время как в соответствии со сложившейся практикой авиаперевозчики освобождены от ряда налогов, в том числе на горючее - керосин, Национальной железнодорожной компании (SNCF) помимо значительно возросших расценок на электричество положено платить еще 20-процентный НДС.

Это уже не говоря о значительных расходах на поддержание в рабочем состоянии инфраструктуры (путей сообщения, устройств электроснабжения, сигнализации и т.д.), с чем не сталкивается авиация. Что предлагают экологи, а с ними солидарны французы, которым приходится серьезно раскошеливаться на поездки по рельсам? Ввести налог на авиационное горючее, что может приносить ежегодно в бюджет около пяти миллиардов евро, а также на самые дорогие авиабилеты и за счет этих средств компенсировать стоимость "экологически дружественных" билетов железнодорожных. Пока реакции правительства на эту инициативу не последовало.

Подготовил Вячеслав Прокофьев, Париж

Германия