25.07.2023 13:54
Экономика

Мила Денёва: "Театр - это сумма впечатлений"

В столице подвели итоги креатона "Дизайн-цех". Одним из заказчиков концепции мерча стал Театр имени Маяковского.
/ Пресс-служба Театра Маяковского
Читать на сайте RG.RU

IPQuorum пообщался с заместителем художественного руководителя и куратором спецпроектов театра Милой Денёвой. В интервью она рассказала, зачем современному театру нужна грамотно разработанная айдентика, почему культурной институции не стоит замыкаться на досуговой и развлекательной деятельности и как появился совместный проект с поисково-спасательным отрядом "ЛизаАлерт".

- Почему Театр Маяковского принял решение принять участие в конкурсе "Дизайн-цех"?

- Театр Маяковского находится в переходном периоде своей истории. Пришла новая команда во главе с художественным руководителем Егором Перегудовым. В то же время Маяковке исполнилось сто лет. А потому нам показалось, что сейчас самое время осмыслить бренд театра, подумать над его концепцией, идеологией и попытаться самим себе ответить на вопрос: каким может быть культурная институция со столетней историей? Как театр должен отражать время, чем может конкурировать с другими театрами, киноиндустрией, массовой культурой? Какого зрителя ему не хватает? Эти размышления привели нас к необходимости создания мерча, которого у театра никогда не было. Так возникло взаимодействие с креатоном.

- Насколько наличие мерча может отразиться на позиционировании театра?

- Мерч - это материальный носитель символа театра, который устойчиво с ним ассоциируется. Это то, что зритель может взять с собой и нести в массы, становясь таким образом носителем культуры театра. Мы отобрали линейку предметов, исходя из потребностей нашей аудитории. Нам очень хотелось придумать что-то оригинальное, чтобы не повторять сувенирную продукцию, которая есть в других театрах. Сейчас мы дорабатываем концепции, предоставленные дизайнерами, и надеемся уже в новом сезоне показать результат. И я очень надеюсь, что зрители будут выносить с собой не только незабываемые впечатления от спектаклей, но и какой-то знак, который будет выделять их из толпы и давать им чувство принадлежности к классному сообществу интересных современных людей.

"Матрешки" авторских прав: как защитить свою музыку от плагиата и случайно не украсть чужую

- Должен ли театр активно формировать свой личный бренд и что вы вкладываете в это понятие по отношению именно к театру?

- У театра как организма коллективного личного бренда априори быть не может. Это в целом какое-то коллективное представление о театре. Зачем он нужен? Как я уже сказала, любой символ - это компактное олицетворение какой-то сложной идеологии. Вот над этим мы сейчас работаем, пытаемся уместить сложную вековую историю в информационно емкий символ, знак. И заразить этим символом какую-то большую аудиторию, потому что мерч распространяется, как вирусная реклама. Мы хотим привлечь в театр молодых людей 30+, креативный класс, в чей быт будет вписана продукция, отмеченная логотипом Театра Маяковского.

Сегодня театр - это не только афиша, спектакли, премьеры на разных сценах. Это сумма впечатлений. И здесь важны все слагаемые: насколько удобна входная группа, как выглядят номерки в гардеробе, насколько хорошее освещение около зеркал в фойе, как пахнет в дамской комнате и как долго человек стоит в очереди в буфет. На сцене могут быть великолепные артисты, но если человеку плохо слышно и коленки упираются в кресло предыдущего ряда, а в гардеробе он стоит 30 минут после окончания мероприятия, то всё классное впечатление от спектакля нивелируется суммой других впечатлений. Мерч и в целом осмысленное позиционирование работают на сумму впечатлений.

- В конкурсе победили две команды, каждая со своей концепцией. Обе найдут свою реализацию, или будет дополнительный тур?

- Дополнительного тура не будет, с каждой командой мы поработаем отдельно и с каждой реализуем по несколько наименований мерча. То есть мы не будем их соединять, а просто выпустим по несколько позиций из того, что ребята предлагали. Они очень разные и закрывают потребности разных целевых аудиторий.

- Вы не раз говорили о социальной ответственности театра. Что вы под этим подразумеваете?

- Здорово, когда театр не только напрямую через спектакль общается со зрителем, но и выстраивает вокруг сценического события целый комплекс активностей: образовательных, досуговых, социальных. Важно, чтобы спектакль становился началом какого-то самостоятельного пути для зрителя, точкой роста. И недавняя премьера "Поиск продолжается", созданная совместно с поисково-спасательным отрядом "ЛизаАлерт", - это как раз пример такого жизнестроительного театра.

Технологичный подход: как превратить идею в бизнес-актив

Спектакль документальный, основанный на реальных историях поиска. Мы говорим о сложностях взросления подростка, о трудных взаимоотношениях с родителями, одноклассниками, с миром вообще, с интернет-реальностью.

Просмотр может стать началом важного разговора родителя с ребенком, подростка с одноклассниками, педагога со школьником, взрослого человека со своими родителями. Есть и практическая польза. После спектакля инструктор "ЛизаАлерт" проясняет в открытом диалоге какие-то очень важные моменты, например, что делать взрослому, когда к нему на улице подошел потерявшийся ребенок, как подростку вести себя, если незнакомые люди пытаются отвезти его туда, куда он не соглашался, как нужно просить о помощи, или просто элементарные правила похода в лес, которые необходимо знать каждому. Кроме того, любой желающий может присоединиться и стать волонтером отряда. Мы показывали этот спектакль в течение полугода в московских школах, и это получило огромный резонанс и запрос на продолжение. Театр сегодня размыкается с эстетического поля в этическое и думает о том, как человек может интегрировать полученный опыт в свою обычную жизнь. Хорошо, когда театр предлагает ему нечто большее, чем просто пассивное сидение в кресле и наблюдение за сюжетом, который он в школе проходил. Любой спектакль может быть окружен дополненной реальностью. Это такой Театр+.

Мы хотим формировать среду, пространство, в котором человек может наметить себе целый веер вариантов развития. Вот я беру в руки театральную программку и получаю некий срез мировой культуры в целом. Например, о каких книжках думали герои пьесы, какие фильмы смотрел режиссер, пока создавал спектакль, или какие выдающиеся произведения искусства существуют по этому литературному материалу, или куда на переработку можно отдать буклет, чтобы из него выросло новое дерево, и так далее. Например, в программке "Поиск продолжается" у нас есть инструкция, как помочь потерявшемуся человеку, как не потеряться самому, плюс номер телефона отряда "ЛизаАлерт", который хорошо бы знать наизусть и детям, и взрослым.

- А кому принадлежит идея поработать с отрядом?

- Идея взаимодействия принадлежит Егору Перегудову. В Театре Маяковского появилась возможность реализовать эту идею в рамках акции Департамента культуры "Театр в школе". Пригласили режиссера Дмитрия Крестьянкина, с которым до этого успели посотрудничать в РАМТе и показать социальную историю о подростках из малонаселенных и отдаленных сел и деревень - "Деревня и я". Это был довольно успешный опыт, и мы решили его продолжить.

***

Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы одноименного международного коммуникационного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития.

Бизнес