25.07.2023 09:45
Воронеж

Как российская логистика объехала санкционные препоны

Текст:  Егор Тарасов (основатель контейнерной компании "РОКОТТ Транс")
Российская газета - Экономика Центрального округа: №162 (9107)
Российская логистика в 2023 году старается пережить последствия санкционного давления. После обострения геополитической ситуации перевозчики из РФ столкнулись с рекордным количеством препятствий, тормозящих не только развитие компаний, но и их текущую деятельность.
Читать на сайте RG.RU

Закрытие границ со странами Евросоюза, падение рынка грузовой техники и дефицит запчастей, уход крупных зарубежных вендоров (таких как Maersk, Mediterranean Shipping Company и CMA CGM, TNT, FedEx, UPS), запрет на вход в большинство западных морских портов практически парализовали российскую логистику. В прошлом году это, по оценкам экспертов, привело к снижению импорта на 16 процентов и экспорта на 13.

Однако перевозчики сумели скорректировать бизнес-процессы с учетом новых реалий. Появились новые маршруты, в основном в страны Азии и Востока. Например, развивается транзит грузов через Турцию, Иран и Грузию. Открылся новый автомобильный мост через реку Амур, что позволило наращивать объемы товарообмена между Китаем и РФ. Стали доступны грузоперевозки в страны, которые ранее не были так востребованы у заказчиков. В частности, мы отмечаем спрос на доставку в Тунис и Марокко, наиболее часто туда отправляют проволоку и комплекты для панельно-каркасного домостроения.

Транзит через Турцию на сегодня является одним из самых популярных направлений как для импорта, так и для экспорта. Однако в связи с природными катаклизмами, которые участились в этой стране, некоторые российские компании стараются избегать перевалок грузов в портах Стамбула, предпочитая другие страны. Разрабатываются логистические маршруты, позволяющие беспрепятственно и без опасений работать с грузами из/для тех стран, с которыми у России нет прямого морского сообщения. Например, через порты Китая.

Большинство "санкционных" товаров завозится в РФ через Турцию - например, из Латинской Америки и Европы, а также из ряда африканских городов. Также укрепились взаимоотношения с Ираном - через него везут грузы из стран Ближнего и Дальнего Востока, Южной Азии в Европу и Россию. В ближайшее время вступление Ирана в крупные экономические союзы - ШОС, БРИКС и ЕАЭС - расширит грани партнерства.

Высокий спрос на международные грузоперевозки сохраняется

Несмотря на то, что стоимость международных перевозок в 2022 году выросла в несколько раз из-за санкционных ограничений и разрушения привычных логистических цепочек, грузоотправители готовы были заплатить любую сумму, лишь бы их товар достиг пункта назначения. По оценке исследовательской компании M.A.Research, объем российского рынка транспортно-логистических услуг в текущих ценах за год увеличился на 1,7 процента, а в реальных ценах упал на 6,3 процента (примерно так же, как в 2020-м на фоне пандемии).

Высокий спрос на международные грузоперевозки сохраняется, в июле 2023 года он увеличился в 1,6 раза. Вместе с тем в условиях нехватки профессиональных водителей и техники выросла и стоимость логистических услуг. На данный момент цены на международные контейнерные перевозки в среднем на 250 процентов выше допандемийного уровня. Однако если сравнивать с пиковыми значениями февраля 2022-го, то мы увидим существенное снижение - в 3,5 раза. В целом по рынку в период до следующей весны можно ожидать постепенного сокращения тарифов до показателя, всего вдвое превышающего значения 2019 года.

Воронеж