25.07.2023 10:41
Культура

Компьютер грозит мировому кино глубокой заморозкой

Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №163 (9108)
Голливуд парализован забастовкой членов актерской Гильдии, включая первых звезд. С начала мая бастуют и сценаристы: и те и другие требуют увеличения гонораров и гарантий, что их искусство не заменит искусственный интеллект (ИИ). Это не пустые слова. Мы давно наблюдаем превращение одного из самых глубоких искусств в компьютерный аттракцион: исследование натур и судеб сменилось утехой для глаз и щекоткой для нервов, совместное размышление в кинозале - инъекцией адреналина.
В рекламном ролике 2014 года сгенерированная компьютером Одри Хепберн кажется почти настоящей, но все же есть в ней что-то кукольное, нарисованное, неживое. / Кадр из рекламного ролика dionicus/YouTube
Читать на сайте RG.RU

ИИ вместо эмоций

В интернете бродит 12-минутный фильм The Frost ("Мороз"), где каждый кадр создан искусственным интеллектом - рассказ о вымерзающей Земле, о корчащихся от холода людях. Пугающе похожие на героев "фильма катастроф", они искусственно анимированы на основе фотоизображений. Сценарный план написан человеком, на его основе программа DALL-E 2 создала изображения, а инструмент искусственного интеллекта D-ID их "оживил", заставил глаза и губы двигаться - иногда невпопад, но лиха беда начало. По способности устрашать и держать напряжение этот фильм-эксперимент немногим уступает типовому современному триллеру, а фото, анимированные компьютером, могут соревноваться со средней руки актером, играющим очередную штамповку. Штамповка, стандарт, матрица - то, что лежит в основе машинного творчества, но у метода есть свойство быстро и непредсказуемо развиваться.

Вот уже и российский канал СТС снимает наш первый комедийный сериал по сценарию, созданному нейросетью. Она сконструирована студентами образовательной платформы Skillbox, но обучение прошла не на фильмах Рязанова, а на комедиях СТС, что не вселяет надежд. В итоге нас ждет ситком "Сидоровы" - "история среднестатистической семьи Сидоровых, которые ругаются, шутят, решают бытовые проблемы, но в какой-то момент подмечают, что не могут покинуть картину и постоянно слышат закадровый смех". Интересно, что один из актеров ситкома Георгий Дронов делился опасением, что ИИ может лишить его работы: "Продюсеру удобнее: купил программу, запустил ее и работаешь. Актеры-роботы не капризничают, кормить их не надо, да и рабочий день у них может быть по двенадцать часов в сутки".

Качество творчества нейросетей в игровом кино уже видят пользователи Яндекса: там можно иностранный фильм "дублировать", просто нажав кнопку. Вы получите диалоги, "разыгранные" мужским и женским голосами, но приглашение дамы на танец "Вы позволите?" вам переведут как "Можно войти?". Смотреть такое кино, конечно, пока невозможно, но актеры дубляжа уже в опасности.

Новая роль для Марлен Дитрих

Опасения возникли еще в начале века: цифровые герои заменят живых. Уже тогда умерший в 1987-м Фред Астер в рекламном ролике танцевал с суперпылесосом-99, Мэрилин Монро признавалась в любви к "Шанель №5", а Джон Уэйн восхвалял новые сорта пива. Тогда же прошелестело известие, что Марлин Дитрих (1901 - 1992) подписала новый контракт на ближайшие 300 лет. В партнеры ей можно пригласить американца Бастера Китона (1895 - 1966), француза Жерара Филипа (1922 - 1959) и итальянца Тото (1898 - 1967).

Какие фильмы и сериалы пострадали от забастовки актеров и сценаристов в Голливуде

Лаборатория в Лос-Анджелесе ведет работы по цифровому клонированию звезд, сводивших с ума поколения! В 2000 году компьютерные "артисты" фильма "История игрушек-2" переиграли Джима Керри, отобрав у него премию "Золотой глобус". Цифровые создания играют главные роли в самых кассовых фильмах от "Звездных войн" и "Властелина колец" до "Аватара". Стали рутиной размноженные компьютером толпы на экране - актеры массовки больше не нужны.

По ссылке внизу вы можете полюбоваться сгенерированной Одри Хэпберн в рекламе шоколада Dove. Впрочем, идея поручить дигитальной звезде главную роль в новой мелодраме не всем показалась удачной. Вряд ли компьютер когда-либо сможет передать живую энергетику, загадочность и чувственность, которыми наделяла свои создания актриса. Компьютер всегда останется машиной, а человек всегда будет непредсказуем. "Цифра" может помочь актеру спрыгнуть со скалы в пропасть, сразиться с призраком или пройти в четвертое измерение, но она не сможет заменить живую эмоцию и свойственный человеку темперамент. Цифровой "шахматист" может обставить гроссмейстера, но ему не удастся передать нам свое торжество, радость, ликование. А искусство, в отличие от голой, пусть умной, цифири - это мир страстей. Да и компьютер такая хитрая штука: что в него заложишь - то и получишь.

Компьютер всегда останется всего только машиной, пусть и умной. А искусство - это всегда мир человеческих страстей

ТВ на голодном пайке

Какие будут последствия стачек сценаристов и актеров? Этот вопрос волнует зрителей мира. Ответ однозначен: стачка сценаристов остановила многие популярные серии на ТВ и стрим-платформах, любимые герои к осени не вернутся, независимо от того, закончатся ли к тому времени забастовки. С кинофильмами чуть легче: еще есть запас картин, готовых к премьере, и эхо стачек докатится до кинотеатров позднее. Хотя некоторые премьеры уже отменены.

Среди пострадавших - Венецианский фестиваль, который 30 августа должен был открыться фильмом Луки Гуаданьино "Претенденты", где снимались американские звезды - они не смогут прилететь на премьеру, и фильм снят с программы. Вероятно, такая судьба грозит и другим голливудским участникам Мостры.

Мнение

Президент Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса СК России Филипп Кудряшов:

- Стоит ли беспокоиться нашим кинематографистам? Уже есть пример, когда телеканал, отзывчивый на новые технологии, "воскресил" актера Владислава Галкина в "Диверсанте". Что это дало для развития кино? Добавило присутствие виртуальной мумии художественных достоинств картине? Риторический вопрос.

Лучший фильм Венеции определят 27 молодых судей

Да, ИИ может лишить заказов многих сценаристов, работающих на поток низкопробных сериалов. Есть алгоритм, с которым программа может справиться даже успешнее. Но если говорить о настоящем творчестве, артисты и драматурги в безопасности, пока не будем путать искусство и искусственность. Технологии стремятся к совершенству, люди - несовершенны. И в этом их преимущество перед любыми технологиями. Искусственный интеллект по сути своей должен соответствовать идеальным стандартам. Он подражает человеку и может довести все его навыки до совершенства. А творчество состоит из нарушения правил, непредсказуемости. Без этого нет человеческого тепла.

Другой вопрос - что зрители должны испытывать потребность в подлинном искусстве. А если их приучать к конвейерному "творчеству", где отсутствуют и чувство, и идея, - рано или поздно зрители и сами превратятся в роботов. Их устроит любое зрелище, проглотят любое кино, не заметив, что оно "ненастоящее". Вот это и должно беспокоить больше всего. Есть в кино много сфер, где новые технологии полезны - скажем, при восстановлении архивного материала или для исправления брака. Есть немало случаев, когда машина поможет человеку, не пытаясь его заменить. Просто нужны чувство меры и здравый смысл.

Подготовил Максим Васюнов

Мировое кино