Совсем отказываться от поездок в Европу не хочется. Тем более если за рубежом живут дети, родители, братья и сестры. Скайп и телеграм-звонки, конечно, облегчают существование порознь. Мы с родными, которых разбросало по миру, иногда даже совместные видеозастолья устраиваем - с чоканьем рюмками перед экранами компьютеров.
Но скайп скайпом, а ведь иногда и обняться хочется. В прошлом году я навещала сына, который уже несколько лет живет в Риге, без проблем, даже несмотря на санкции. Благо пока не закончился "длинный" Шенген, выданный еще в доковидные времена.
Авиабилет Москва - Стамбул - Рига прошлым летом стоил 120 тыс. рублей, потому в целях экономии я выбирала автомаршрут. Садишься в машину чуть свет, день пути и 1 тыс. км до границы с Латвией, переход границы, потом еще три часа и 300 км - и поздним вечером уже на месте.
Но теперь так не получится. Латвия, Литва и Эстония (а также Финляндия, Чехия, Польша) закрыли въезд россиянам по туристическим визам. "Гуманитарные" варианты (например, визит по приглашению родственника - гражданина зарубежного государства) по-прежнему возможны. Но если у резидента не гражданство, а только вид на жительство, пригласить даже самых близких уже нельзя. Потому даже через Стамбул прямиком прилететь в Вильнюс, Таллин или Ригу сейчас не получится. Что же делать?
Какой хочешь - выбирай
Есть два варианта: по воздуху и, как ни странно, по земле тоже.
Но надо ясно понимать: просто и легко не получится. Первый способ - это сложный авиамаршрут с участием "третьей страны", входящей в Шенген, но пускающей россиян. Таких стран по-прежнему много (см. справку). Тогда въезд в "закрытую" Латвию происходит внутри Шенгенской зоны, внутренним перелетом или через открытую границу по земле или морю. Секрет прост: из Стамбула залететь, например, в Брюссель, или Рим и проходить паспортный контроль там. А в страну назначения прилететь внутренними рейсами, их пассажиры пограничников уже не проходят.
Как выбрать маршрут
Прямо скажем, задача многозначная. Во-первых, хабом (пересадочным пунктом) из Москвы в Шенген может служить не только Стамбул. Лететь можно через Ереван, Баку, а с недавних пор - и Тбилиси. И иногда выходит дешевле, чем через Турцию. Во-вторых, промежуточных европейских городов, один из которых и откроет "окно" в закрытую часть Европы, тоже легко набрать с десяток.
В результате для выбора оптимального маршрута приходится сопоставлять десятки вариантов. Для меня важны были два критерия: подешевле и побыстрее. Но на практике они противоречат друг другу - прямые рейсы и непрямые, но с удобными пересадками самые дорогие. Так что быстро пришлось смириться, что за день мне ну никак не добраться.
Мне понравился путь через Швецию, потому что авиабилет на лоукостер Стамбул - Стокгольм по неведомым причинам стоил всего 6 тыс. рублей (для сравнения: Стамбул - Рига на тот же день - 19 тыс.). "Вот повезло!" - обрадовалась я и стала искать стыковку Стокгольм - Рига. Но тут фортуна отвернулась: лететь из Стокгольма в Латвию оказалось почти в четыре раза дороже - 29 тыс. Поэтому второй перелет внутри Шенгена я решила заменить на паром через Балтийское море. Это требовало дополнительных 10 часов пути, но зато билет стоил только 8 тыс. руб.
В итоге, просидев пару дней на сайтах-агрегаторах, составила не самый быстрый, но наиболее доступный по стоимости маршрут.
Получилось так: вылет рано утром лоукостером из Внуково в Новый аэропорт Стамбула - полдня на ознакомление с городом (в Турции я раньше не бывала), ночевка - далее переезд в аэропорт имени Сабихи Гёкчен (в одном аэропорту состыковать рейсы на мои даты не удалось) - вылет в Стокгольм - и в тот же день вечером паром из шведского порта Нюнесхамн (60 км от Стокгольма) в латышский Вентспилс (паромов непосредственно в Ригу из Стокгольма сейчас нет). Последний этап - автобус из Вентспилса до Риги, 200 км за три часа. Вся дорога - с учетом дня и вечера в Стамбуле - заняла ровно двое суток.
Обратно из Риги в Москву намного проще уехать - на выезд автомобилей ограничений нет. Можно купить билет на автобус или договориться с частным перевозчиком.
Второй вариант - на машине
Маленькое "окно" для российских автотуристов в Европу оставила Норвегия. Въехать туда можно через единственный пограничный пункт Борисоглебский - Стурскуг в Мурманской области, но из Москвы до него придется пилить 2 тыс. км. Сам переход тихий, незагруженный, проходится быстро. Дальше можно заехать в Финляндию, а если добраться на машине до западной части Швеции, то переехать по длинному мосту через пролив Эресунн в Данию.
Далее еще нынешней весной можно было через Германию доехать до любой европейской страны. Но с начала лета немецкая полиция стала останавливать и изымать машины с российскими номерами. И пусть подобных случаев не так много, и вроде бы суды встают на сторону автовладельцев, но вам нужна эта нервотрепка? Потому добраться до остальной части Европы, если кому-то уж сильно невтерпеж, можно, переплыв из Скандинавии на пароме в более лояльную Бельгию. А дальше - границы открыты (если не въезжать в Германию).
Что учесть, составляя сложный маршрут по Европе
1. Можно заказать на сайте-агрегаторе сразу весь составной маршрут, указав город вылета и конечную точку маршрута. Но попробуйте выбирать билеты по отдельности. Так появятся новые, зачастую более дешевые и удобные варианты.
2. Пользуйтесь разными агрегаторами (самые популярные - Яндекс. Авиабилеты, Aviasales, Skyscanner, OneTwoTrip), они предлагают разные варианты. Выбрав билеты, можно сходить на сайт компании-перевозчика и купить билет там, без посредника. Может выйти дешевле. Правда, если покупать через агрегатор - платим рублями, если на сайте зарубежного перевозчика (так я покупала билет на паром) - оплата в евро (то есть с зарубежной карты).
3. Обращайте внимание на время между стыковочными рейсами. Например, двух часов может не хватить, если прилет запоздает всего на полчаса (так было в моем случае), а на паспортном контроле выстроится длинная очередь.
4. Проверяйте аэропорты вылета: замена аэропорта требует дополнительного времени (мне из-за этого пришлось переночевать в Стамбуле).
5. Чтобы спокойно платить по счетам, лучше брать с собой мелкие купюры. В Швеции и Норвегии повсеместно не принимают купюры по 500 и 200 евро (борются с отмыванием нелегальных доходов).
6. Конечно, путешествовать сейчас намного дороже. Чтобы уменьшить траты, можно заранее узнать, как доехать из аэропорта в город и обратно без такси. Например, из Нового аэропорта в центр Стамбула идет автобус Havaist - всего за 6 евро (такси - 40 евро).
Какие страны Европы принимают россиян по туристическим визам
Австрия, Албания, Бельгия, Болгария, Греция, Германия, Дания, Италия, Испания, Норвегия, Португалия, Франция, Швеция.