Нигер - государство на северо-востоке Западной Африки - попал под французское влияние по итогам Берлинской конференции 1884 года, на которой европейские державы договорились о разделе континента. После этого начался период "эффективной оккупации" - так назвали принцип, по которому европейские страны могли добывать сырье в африканских колониях. Впрочем, первых эмиссаров Парижа в Нигере встретили не очень дружелюбно - посол был убит. В отместку французы организовали карательную экспедицию, которая огнем и кровью прошлась по африканской земле, оставив после себя тысячи убитых и сотни сожженных селений. После 1900 года Нигер вошел в состав Французской Западной Африки, где "порядок" обеспечивали колониальные войска. Неоднократно местное население поднимало бунты против французов, но все выступления жестко пресекались.
Независимость Нигер приобрел только в 1960 году, но и после этого Париж продолжал получать экономическую выгоду от своей бывшей колонии. Французские "советники" контролировали и политические, и военные органы, на территории Нигера продолжали действовать французские военные базы. Впрочем, не только штыками Париж держал в узде свою колонию. Активно задействовались и элементы "мягкой силы": продвигалась французская культура и язык, действовала единая для бывших колоний валюта. Африканские политические деятели зачастую напрямую подкупались, а многие представители элиты направлялись на обучение в высшие учебные заведения Франции.
Наравне с другими африканскими государствами Нигер являлся частью концепции Françafrique, Франсафрика. Эта стратегия заключалась в неформальной опеке Франции над своими бывшими колониями, за счет чего Париж имел эксклюзивное право на разработку недр. Нигер для европейской страны имел, да и до сих пор имеет, ключевое значение в первую очередь из-за богатых залежей урановой руды: нигерийский уран - это главный ресурс для французской ядерной энергетической системы.
В XXI веке французские лидеры неоднократно заявляли, что планируют отказаться от стратегии Франсафрики. Впервые об этом еще в 2012 году заявил президент Франсуа Олланд. Но слова, как это часто бывает, разошлись с делом. Буквально год спустя французы ввели новые войска в Мали и ЦАР под предлогом борьбы с исламскими экстремистами.
В последние годы Париж, несмотря на все усилия, продолжает терять свое влияние в Африке. От Франсафрики французам приходится отказываться не по своей воле, а потому, что африканские государства больше не намерены терпеть чужое присутствие на своей территории. Сначала о сходе с французской орбиты заявили в Мали, затем - в ЦАР и Буркина-Фасо. Теперь к этим странам присоединился Нигер, один из последних оплотов Франции в Африке. Президент Эмманюэль Макрон все еще пытается сохранить хорошую мину при плохой игре, вновь рассказывая, что в Париже хотят отказаться от наследия Франсафрики и выстраивать с африканскими странами "сбалансированное партнерство". Впрочем, на Черном континенте французским обещаниям после стольких лет обмана больше не верят. Тем более, что в Нигере до сих пор расквартировано около полутора тысяч французских военнослужащих с тяжелым вооружением, а на авиационный базе в столице Ниамей размещены военные самолеты и ударные дроны. Еще тысяча солдат находятся в соседнем с Нигером Чаде. На помощь французам могут прийти и союзники: у США на двух базах в Нигере размещено более тысячи солдат, а у Италии - 300 военнослужащих.