Увеличение тарифов утильсбора будет способствовать уравнению правил между официальными продавцами и физлицами, ведущими коммерческую деятельность. Граждан, которые не планируют зарабатывать на перепродаже автомобилей, изменения не коснутся, их ставка останется прежней - от 3,4 до 5,2 тыс. руб.
Представители отечественного автопрома считают, что индексация утильсбора и выравнивание его ставок для разных категорий плательщиков, ввозящих автомобили для коммерческой перепродажи, будет способствовать формированию цивилизованного авторынка. Из отрасли будут "вымыты" неплатежеспособные организации-однодневки, специализирующиеся на серых схемах при импорте. Например, ввоз через фиктивных физлиц для дальнейшей коммерческой перепродажи, чтобы уйти от платежей в бюджет.
Индексация утильсбора простимулирует инвестиции в отечественное производство автомобилей. Дилеры рассчитывают получить больше машин как отечественных, так и иностранных брендов, произведенных в России.
Эксперты предупреждают о возможном сокращении ассортимента автомобилей для покупателей среднего достатка. Несмотря на плюсы индексации утильсбора, предпринять это можно было немного позже, когда рынок стабилизируется и вернется хотя бы к уровню 2021 года, говорит автоэксперт Игорь Моржаретто. Руководитель рабочей группы ОНФ "Защита прав автомобилистов" Петр Шкуматов отмечает, что рост цен может оказаться более значительным. По его словам, размер сбора для автомобилей с объемом двигателя больше 3 л будет составлять от 970 тыс. до 1,2 млн руб., а утильсбор на самый распространенный объем двигателя - от 1 до 2 л - станет равным 300 тыс. руб. Такие авто подорожают в пределах 5-8%.
"Утильсбор предназначен для дальнейшей переработки автомобилей, что соответствует экологическим целям. И именно в указанных целях и надо использовать средства от него. Как протекционистская мера - это может быть действенно в краткосрочном периоде, но лучше искать другие способы стимулирования автопрома", - заметила начальник научно-исследовательского отдела комплексного развития транспорта ОАО "НИИАТ" Татьяна Михеева. С этим согласен главный редактор журнала "За рулем" Максим Кадаков. Он считает, что с учетом решения надо жестче регулировать деятельность производителей машин, чтобы не допустить необоснованного повышения цен.