- Я училась в естественно-научном лицее города Троицка Челябинской области. И конечно, мне очень повезло с учителем, - рассказывает Ольга. - Дмитрий Леонидович Белоусов разглядел мой интерес и способности к биологии. Мы вместе решали генетические задачки, уже тогда участвовала в различных олимпиадах.
Потом был Балтийский федеральный университет им И. Канта, где выучилась на бакалавра биологии. А после решила поступать в магистратуру ЮФУ. Почему туда? Узнала, что там интересная научная практика по направлению генетики. С научным руководителем девушке тоже повезло, но не сразу. Ольга твердо решила - только к Игорю Корниенко, доктору биологических наук и профессору кафедры биохимии и микробиологии ЮФУ. Однако он практически не брал студентов.
- Я ходила за ним буквально каждый день. И Игорь Валериевич согласился. Правда, сначала практика была далека от науки. У генетиков много прикладной работы, и она часто связана с останками. Это была такая проверка на стойкость, - смеется Ольга.
Но как в этой цепочке вдруг появился антисептик?
- Иногда к нам обращаются, чтобы идентифицировать захоронения, например, погибших в Великой Отечественной войне, - рассказывает аспирантка. - Люди часто собирают биологический материал в коробки без всяких стерильных перчаток и вакуумных пакетов. Бывает, что на уже собранном материале масса лишнего. Встала задача убрать "ненужные" ДНК. Основной массив научных исследований мы проводили на древних захоронениях так называемой катакомбной культуры. Постепенно пришли к формуле уникального раствора, который удаляет "лишнее" не только с поверхности, но и внутри биоматериала.
Идея сделать из научного изобретения стартап для производства средства для дезинфекции возник, когда по стране покатился коронавирус.
- Мы решили проверить растворы на самом вирусе. Ведь наше ноу-хау может разрушать мембраны клеток, добираться не только до ДНК, но и до РНК, - поясняет стартапер. - Опыты показали: раствор уничтожал 99,9% коронавируса. А оставшаяся десятая доля процента была сильно ослаблена и разбавлена. Потом мы проверили действие препарата на энтеровирусе.
Разработку решили протестировать эксперты ростовского Роспотребнадзора - и подтвердили эффективность. А дальше завертелось - одобренная заявка на патент, участие в разных конкурсах.
- Первая и главная проблема у любого, кто хочет из научной разработки сделать массовый товар, - нехватка финансов. Конкурсы на гранты дают шанс эту проблему решить, - советует Ольга Арамова своим потенциальным коллегам по стартапам. - Мы направили деньги на базовые вещи: закупку реактивов, тест-систем, предсерийные образцы и т.д.
Помимо главы пусть и небольшого стартапа Ольга все еще аспирантка. И сейчас ей принципиально важно защитить диссертацию.
- Уже подхожу к своей защите как к проекту, - удивляется девушка. - Однажды услышала от одного успешного бизнесмена: "Вы либо ученые, либо бизнесмены". Ну уж нет. Я докажу, что возможно и то, и другое.