Обычно зрители видят на экране только идеальную картинку и не посвящены в закадровую работу телеведущих, корреспондентов, режиссеров и операторов. "Российская газета" решила исправить эту несправедливость и дать возможность читателям и телезрителям "заглянуть" на съемки и узнать, что происходит по ту сторону телевизионного экрана.
Величина, красота, атмосфера
Начнем с прямых трансляций. Это особенный формат, который соединяет в себе динамику классического фильма братьев Люмьер "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота" (1896 год) и специфику "короля жанров" репортажа. Трансляции позволяют зрителям стать свидетелями происходящего, максимально объемно увидеть событие своими глазами, оценить его величину, красоту, атмосферу. Но также этот формат предполагает готовность телевизионщиков ко всем непредвиденным ситуациям и способность мгновенно и слаженно реагировать на них. Простой пример - сюрпризы погоды.
- В июле мы традиционно показываем спектакли фестиваля "Опера - всем". Были случаи, когда оркестру приходилось останавливаться, чтобы не испортить под дождем инструменты. И тогда в эфир под проливной дождь выходили наши ведущие, которые заполняли паузы. А потом, когда дождь стихал, наша сплоченная и высокопрофессиональная бригада продолжала трансляцию в эфире, - рассказывает Ольга Разина, заместитель генерального директора по производству тематических программ и специальных проектов телеканала "Санкт-Петербург".
Напомним, что 19 и 23 июля в прямом эфире телеканала "Санкт-Петербург" состоялись трансляции опер "Летучий голландец" и "Так поступают все женщины", которые прошли в рамках фестиваля "Опера - всем". Телеканал является его постоянным информационным партнером и традиционно показывает лучшие произведения оперного искусства.
Музыкальная драма великого немецкого композитора-романтика Рихарда Вагнера, кроме чисто музыкальных красот, содержит еще и крупную христианскую нравственную идею спасения через любовь. Для представления "Летучего голландца" было выбрано исключительно подходящее место - Якорная площадь Кронштадта. Реальный город-порт приютил на своей сцене город-порт оперный.
Завершился фестиваль показом оперы Вольфганга Амадея Моцарта "Так поступают все женщины" на Парадном плацу Екатерининского дворца ГМЗ "Царское Село". Шедевр великого классика на текст пьесы замечательного драматурга XVIII века Лоренцо да Понте погрузил зрителей в игровую стихию комедии положений. Содержание пьесы, развивающее мотив испытания любви, напоминает о духе любовной интриги, наполняющем литературу Галантного века. Музыка Моцарта с ее ясными классическими формами, динамичными акцентами и общим праздничным настроением создает эмоциональный образ - аналогичный возникающему при взгляде на барочный фасад великого творения Растрелли.
"Нева" для города на Неве
Живой звук, волшебная музыка, неповторимые голоса, сияние костюмов, уникальность декораций и многое другое были доступны вниманию зрителей телеканала "Санкт-Петербург" благодаря высококачественной съемке с использованием семнадцати камер и самой современной на данный момент в России и технологичной передвижной телевизионной станции "Нева".
- Проводить прямые трансляции на телеканале помогает не только профессионализм и слаженная работа большой команды, но и современная техника, - поясняет Ядвига Закржевская - главный режиссер прямых трансляций телеканала "Санкт-Петербург". - Несколько лет назад телеканал сделал невероятное: была заказана передвижная телевизионная станция "Нева", аналогов которой в России нет. ПТС нельзя купить, каждая собирается исходя из индивидуальных требований. У нас это 17-камерная ПТС, которая позволяет проводить уникальные трансляции любого уровня и любой сложности, в том числе парады, большие концерты и шоу.
Среди уникальных проектов телеканала, для подготовки которых используется передвижная телевизионная станция "Нева", программа "В ритме Петербурга". В конце июля проходили съемки свежих выпусков любимой всеми передачи с неподражаемыми музыкальными гостями. Студию с видом на Неву посетили Михаил Голиков вместе с международным симфоническим оркестром "Таврический", Stankov Jazz Band и Александр Олешко. Вместе с ведущим Тимофеем Зудиным они вспоминали интересные истории и забавные случаи не только из собственной жизни, но и жизни песен, ставших частью творческой летописи города. Талантливые артисты, формат дружеской беседы, знакомые песни и искренность наших гостей - вот основные ингредиенты программы "В ритме Петербурга", которая уже более двух лет радует наших телезрителей.
А в это воскресенье, 30 июля, наша страна отпраздновала День Военно-Морского Флота, который также является особенным событием и для Северной столицы. По традиции все торжественные мероприятия, приуроченные к этому дню, можно было увидеть на телеканале "Санкт-Петербург" с 9.45 и до самого вечера. Ведущие и корреспонденты выходили в прямой эфир с основных точек празднования из разных уголков Петербурга, а в 11.00 началась прямая трансляция Главного военно-морского парада. Тематический эфир продолжил праздничный концерт на Дворцовой площади, а завершил его торжественный салют. В прошлом году 2,2 миллиона человек посмотрели День ВМФ на канале онлайн и 463 тысячи увидели прямой эфир по телевизору.
- Наша работа прекрасна тем, что ни одна трансляция не может повторить другую. Мы работаем вживую, и все зависит в том числе от нашего настроения. Если настроение лирическое, то и номер мы показываем в соответствующем ключе. Если веселое, то трансляция может оказаться более динамичной. - отмечает Ядвига Закржевская.
Свет, камера, мотор!
Подготовка прямой трансляции - сложно выстроенный механизм со множеством неизвестных. В первую очередь операторы отталкиваются от сценария мероприятия, которое готовит режиссерско-постановочная бригада. Она продумывает, как все будет происходить и в каком виде подаваться зрителю. Одно дело - книжная ярмарка или концерт, и совсем другое - парад Победы. Во время крупных мероприятий - к примеру, концертов на Дворцовой площади - бригада находится в тесном контакте с организаторами и продумывает каждую мелочь.
- Сцена может располагаться в разных локациях - например, у Эрмитажа или Главного штаба. Ее конфигурация тоже может быть совершенно разной. От этого зависит, какое количество техники мы используем. Потом мы рассматриваем ситуацию со светом: в какое время суток снимаем, есть ли солнце, какое дополнительное световое оборудование используется. После этого планируем непосредственно саму съемку, устанавливаем башни под камеры, подиум под "телегу" или кран, - рассказывает главный оператор телеканала Анатолий Ларионов.
Во время крупных трансляций телеканал "Санкт-Петербург" может задействовать около 30 камер.
- Еще один важный момент заключается в том, что съемка концерта - это не только съемка сцены. Если действо происходит на Дворцовой площади, то мы должны это подчеркнуть и показать, что находимся в самом центре нашего прекрасного города, - отмечает Ларионов. "Санкт-Петербург" - основной официальный телеканал города. Поэтому в первую очередь его задача - полноценно представить жизнь Северной столицы и масштабные городские события. И это в определенном смысле историческая миссия в событии, которое с помощью нашей трансляции увидит широкая аудитория, проявляется Петербург, каким он был и каким остается.
Основной план трансляций составляется заранее, поскольку зрители непременно должны увидеть, что происходит в городе в День Победы, в день рождения Петербурга и так далее. Этот план событий расширяется за счет более камерных, но значимых для Петербурга поводов, в которых проявляется его культурная миссия.