При всей своей монументальности Невские ворота не "мозолят" глаза. Кажется, что они вроде бы вообще не выделяются на культурном и архитектурном ландшафте города. Хотя без них невозможно представить ни панораму Невы, ни силуэт Петропавловской крепости, ни даже празднование Дня ВМФ. И без них были бы беднее даже биография и фольклор Петербурга.
Куда же без ботика?
Разумеется, все началось с Петра I, по указу которого была заложена Петропавловская крепость (ставшая одновременно и символом основания новой столицы России), в разработке проекта которой он принимал деятельнейшее участие. Учитывая же страсть царя-реформатора ко всему, что связано с флотом, Невские ворота изначально были задуманы как парадный морской вход в крепость, куда попасть можно было только водным путем.
"В тот период ворота, как и сама крепость, были деревянными. Датой их возведения можно считать 1716 год, - отмечает заместитель председателя ВООПИиК Елена Резникова. - Но в уже в 1724 году, к очередной годовщине Ништадтского мира, ознаменовавшего победу России над Швецией, было принято решение перестроить ворота (а заодно и саму крепость) в камне. Правда, сделано это было только к 1732 году, но зато по проекту великого Доминико Трезини".
Кстати, о Ништадтском мире. Чуть меньше 300 лет назад - в августе 1723 года - торжества по случаю сокрушения самого сильного противника России начались с того, что через Невские ворота были торжественно вынесен и спущен в Неву ботик Петра I. И хотя "дедушку" русского флота чествовали таким образом еще лишь три раза - в 1724, 1744 и 1746 годах, - это не помешало парадному морскому входу в крепость стать символом могущества Андреевского флага.
Тем более что уже в XXI веке ботик опять начал "встречаться" с Невскими воротами - на праздновании Дня ВМФ. Не зря же говорят, что история развивается по спирали.
Императоры и коменданты
Новый значительный этап в биографии Невских ворот связан уже с царствованием Екатерины II, которая пожелала облицевать Петропавловскую крепость гранитом. Тогда же выдающемуся русскому архитектору Николаю Львову, 270-летие со дня рождения которого отмечается в этом году, было поручено придать воротам более царственный облик.
"Если хотите, это можно считать одновременно знаком и признания исключительного дарования зодчего, и высочайшее к нему доверия, - отмечает Елена Резникова. - Потому что Невские ворота обладали представительской функцией. И не случайно в народе их именовали Царскими. Ведь ими при посещении крепости пользовались императорские особы".
При всем при этом, забегая вперед, стоит сказать, что в 1770 году ворота вполне официально стали называться Комендантскими, что никоим образом не являлось понижением их статуса. Ведь комендант Петропавловской крепости считался по значимости третьим лицом в столице, после императора и генерал-губернатора города. И именно через эти ворота он направлялся в Зимний дворец для регулярных отчетов. Ими же комендант пользовался во время ежегодной церемонии открытия летней навигации, когда лично доставлял самодержцу кубок с невской водой.
Легкость - это талант
Но вернемся к Николаю Львову. Он с блеском справился с поручением, перестраивая ворота с 1784 по 1787 год. "Современники называли его гением вкуса и пропорций, - делится Елена Резникова. - Он даже в таком чисто утилитарном объекте, как крепостные ворота, увидел гармонию. Триада "польза, прочность, красота" в его творчестве достигла наивысшей стадии. Что проявилось и в созданном им проекте ворот. Тут сплелись и гармония, и презентационный смысл, и фортификационная мощь, и функциональные удобства вместе с легкостью в эксплуатации".
И, разумеется, не обошлось без стилистических нововведений, которые потом заимствовали в своем творчестве архитекторы поздних времен. В первую очередь это касается расположенных по обеим сторонам от входа спаренных колонн, поддерживающих античный портик. Именно этот, казалось бы, нехитрый прием (вкупе с "алмазным гранением" отдельных фрагментов самих колонн) дает удивительный визуальный эффект - несмотря на свою суровую монументальность, ворота нисколько не подавляют зрителя, но при этом дают ему понять, что это вход в крепость, и при этом парадный.
Такому восприятию способствует и безошибочный выбор облицовочного материала - серо-желтый сердобольский гранит (Сердоболь - ныне Сортавала. - Ред.), а также поразительной красоты (но при этом неброские) украшения фронтона. "Все они сделаны по рисункам Львова, и наиболее примечательные те, что на портике, - отмечает Елена Резникова. - При этом кажется, что этот барельеф отлит из бронзы. На самом деле он сделан из гипса и покрыт бронзовой краской. Почему? Да потому что сам рисунок украшения настолько ажурный и тонкий, что при отливке его нельзя было бы воплотить в бронзе".
Издержки ушедших времен
Об исключительном художественном вкусе Львова говорит и тот факт, что при перестройке ворот он сохранил часть творения Трезини. "Фасад ворот, который смотрит внутрь крепости, остался неизменным, - обращает внимание Елена Резникова. - И поэтому возникает ощущение перемещения во времени. Когда мы идем через ворота в сторону Невы, мы сначала как бы находимся в начале XVIII века, а оказавшись у реки, попадаем уже во вторую половину этого столетия".
Кстати, о времени, вернее, о характерных признаках исторических эпох. У парадного морского входа в крепость было еще одно народное название - Смертные ворота. Потому что ими пользовались не только императоры, но и узники, которых отправляли из крепости на казнь. Почему для данной цели использовали именно этот проход? А чтобы не привлекать внимание жителей и сочувствующих: изолированность ворот со стороны воды вполне отвечала этому требованию. Вот такие исторические парадоксы, из которых буквально "построен" город на Неве.
Ну а что касается названия "Невские ворота", то оно негласно использовалось всегда и параллельно остальным версиям. И лишь в прошлом столетии оно само перешло в разряд официальных.
Владислав Вовк