06.08.2023 20:05
Экономика

Маркетплейсы платными возвратами борются с недобросовестными продавцами

Текст:  Ольга Игнатова
Российская газета - Федеральный выпуск: №173 (9118)
Многие покупатели сталкивались с ситуацией, когда за отказ выкупать заказанный товар маркетплейсы требуют плату. Одна из причин - защита от недобросовестных продавцов, но не всегда это так.
Читать на сайте RG.RU

В Сети широко разошлась история жительницы Вологодской области, у которой, по ее словам, взломали аккаунт Wildberries и заказали 865 упаковок крема на 210 тыс. руб. В техподдержке маркетплейса уточнили, не приходили ли потерпевшей подозрительные СМС с запросом пароля от личного кабинета. Когда вологжанка ответила отрицательно, техподдержка заявила, что она сама заказала товар. Можно не брать, но возврат товара платный - по 100 руб. за упаковку, всего 86,5 тыс. руб. К счастью, история эта со счастливым концом. Маркетплейс в конце концов поверил женщине, что аккаунт был взломан.

"Такие случаи могут возникать, если покупатели сами передают доступ к личному кабинету продавцам с платформы. Те заинтересованы в увеличении числа заказов, которое влияет не только на их текущий доход, но и на рейтинг на площадке, а от него зависит их место в списке выдаваемых предложений, - рассказал "РГ" председатель Союза потребителей России Петр Шелищ, обратившийся по этому поводу в Wildberries. - Некоторые нечестные продавцы, чтобы "накрутить" свои рейтинги и обойти в выдаче конкурентов, просят знакомых "по дружбе" или за небольшую плату передавать им доступ к личному кабинету на платформе или делать фиктивные заказы, от получения которых они откажутся. И площадки, когда это видят, стараются это пресекать. Поскольку такие искажения списков выдачи предложений вводят потребителей в заблуждение, я бы их в этом поддержал, но посоветовал им включить штрафы за такие действия в число условий их типового договора с продавцами, а не демонстративно завышать стоимость обратной доставки. Ведь эта норма распространяется на всех покупателей. А человеку может просто не понравиться заказанный товар".

По закону о защите прав потребителей плата за отказ выкупать товар вполне законна

В статье 26.1 Закона "О защите прав потребителей" указано, что при отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара. Однако в данном случае 100 рублей за обратную доставку каждой упаковки крема при том, что более 800 тюбиков, очевидно, перевозились не поодиночке, а в общей упаковке как одна или несколько посылок - это не реальная цена возврата. И если потребитель оспорил бы эту сумму в суде, суд, скорее всего, запросил бы тарифы "Почты России" и удовлетворил иск. "Но только если признал бы истца потребителем, в чем я, признаюсь, усомнился бы: все-таки вряд ли женщина или даже вся ее семья сможет использовать столько крема в течение срока его годности для личных нужд, скорее, он покупался для последующей перепродажи, а тут уже применяются иные нормы законодательства", - добавил Шелищ.

Если аккаунт действительно был взломан, то в УК РФ есть статья 272 "Неправомерный доступ к компьютерной информации", вторая часть которой предусматривает в случае корыстной заинтересованности такого взломщика наказание от 100 тысяч штрафа до 4 лет лишения свободы. Пострадавшей надо обратиться в органы МВД, которые проведут доследственную проверку и, если факт взлома подтвердится, должны будут возбудить уголовное дело, уверен Шелищ. Остальным покупателям в Союзе потребителей советуют: прежде чем заказать товар, стоит хорошенько подумать, насколько он реально нужен и в каком количестве. А также не соглашаться по доброте душевной или за плату делать заказы для третьих лиц.

"Что ищешь, золотце?": Новый маркетплейс предлагает изделия, созданные пенсионерами
Бизнес