В администрации США новые рестрикции называют "носящими прицельный и узконаправленный характер", мотивируя их интересами национальной безопасности и утверждая, что лишь хотят не допустить использования своих технологий в нуждах китайских военных. Однако речь скорее об обостряющейся конкуренции Вашингтона и Пекина, в том числе за технологическое первенство. Как отмечает газета The New York Times, Пекин воспримет это именно как очередную попутку США "сдержать его подъем". Эксперт газеты указывает, что растущее число ограничений даже в случае их узкой направленности создает в США такой фон, что политики все больше рассматривают любые инвестиции в Китай как форму сговора с противником, даже если эти связи не нарушают никаких законов.
На этом фоне эксперты в Вашингтоне в последнее время стали говорить о курсе на разъединение экономик двух стран от существующей взаимозависимости, хотя администрация США это отрицает. Тем не менее введенные исполнительной властью меры полностью поддерживают в конгрессе, где намерены оформить их в качестве законов и даже, возможно, обязать администрацию Байдена к еще более жестким рестрикциям против Китая. Более того, американцы толкают к таким мерам и своих союзников. Ограничения против технологического сектора КНР обсуждались на недавнем саммите "Группы семи" в японской Хиросиме, где Великобритания и Германия выразили готовность вводить аналогичные ограничения. Представитель администрации США на брифинге для журналистов подтвердил, что страны Запада под предлогом заботы о своей национальной безопасности будут совместно вырабатывать ограничения на инвестиции в экономику Поднебесной, особенно в сфере чувствительных технологий.
Реакция Пекина ждать себя не заставила. В китайском МИДе потребовали от США отменить рестрикции и "прекратить политизацию торгово-экономических и научно-технических связей двух стран, перестать использовать их в качестве оружия". "Это откровенная экономическая угроза", - подчеркивается в заявлении внешнеполитического ведомства КНР, где считают, что Белый дом "противоречит процессу глобализации и нацелен на декитаизацию".
Министерство коммерции Китая также прокомментировало новые рестрикции США, указав, что они "подрывают международный торгово-экономический порядок, серьезно нарушают безопасность глобальных цепочек поставок". В ведомстве уверены, что меры Белого дома "противоречат принципам рыночной экономики и правилам справедливой конкуренции".
Представитель посольства КНР в США Лю Пэнъюй указал, что экономические и торговые отношения двух стран "являются по своей природе взаимовыгодными". По его данным, которые цитирует агентство ТАСС, более 70 тысяч компаний из США ведут бизнес в Китае, а объемы двусторонних инвестиций превысили 240 миллиардов долларов. Он уверен, что рестрикции Белого дома "подорвут интересы компаний и инвесторов как в Китае, так и в США", а также "навредят имиджу Америки в глазах международного бизнеса".
В Пекине оставили за собой право принять встречные меры. Ранее Китай в ответ на действия США ограничил экспорт галлия и германия, которые критически значимы для западных производителей высокотехнологичных изделий.
Курс на торговое противостояние с Китаем был взят администрацией Дональда Трампа (2017-2021). Байден не только продолжил его, добавляя все новые ограничения в экономической сфере, но и расширил противостояние на другие области, что привело к глубокому кризису в отношениях двух стран и практически полному разрыву двусторонних контактов на высоком уровне.