Грузовыми авиаперевозками в России занимаются, например, "Аэрофлот", "ЮТэйр", AirBridgeCargo, всего около десятка перевозчиков. Появится еще один. Решение о покупке уже согласовано с "Объединенной авиастроительной корпорацией" (ОАК), сделка будет завершена в середине августа. При этом в компании уточняют, что опираться планируют на отечественную авиационную технику.
Для этого есть предпосылки. Сейчас Red Wings является вторым после "Аэрофлота" крупнейшим эксплуатантом отечественных "Суперджетов" SSJ100. А для грузовых авиаперевозок, по словам гендиректора Евгения Солодилина, уже обратились в ОАК по поводу передачи грузового самолета Ил-96-400Т. Его планируют поставить под сертификат грузовой авиакомпании. В итоге речь идет о двух воздушных судах. Поставка первого ожидается в этом году, второе судно Ил-96-400Т проходит программу восстановления летной годности. Грузовые рейсы Red Wings запустит с 1 декабря 2023 года на Ил-96 и Ил-76.
Россия нуждается в отечественном грузовом флоте, поскольку сейчас основу воздушных судов российских авиакомпаний составляет иностранная авиационная техника. Сейчас идет работа с производителем над конвертацией самолетов, в том числе и восстановленных судов. Планируется, в частности, преобразовать пассажирский самолет Ту-204/214 в грузовую версию и также использовать судно для грузоперевозок.
Грузовые авиаперевозки являются необходимым элементом логистических цепочек в современной экономике. Срок доставки товаров по железной дороге бывает продолжительным, и не каждому продукту подойдут такие условия. Развивать грузовую авиацию необходимо для того, чтобы достичь максимальной оперативности и гибкости в доставке грузов независимо от расстояния между городами, регионами и странами.
Сделка весьма положительно скажется на отрасли грузовых авиаперевозок, считает руководитель портала "Авиация России" Андрей Величко. По его словам, грузоперевозки - дополнительный бизнес и источник дохода для любой авиакомпании. При этом на рынке появится новый мощный грузовой перевозчик. "Сейчас объем грузовых перевозок, особенно из Китая, растет, и дополнительные провозные емкости на грузовом рынке очень востребованы", - отмечает эксперт.
Важно также импортозамещение грузового флота отечественными моделями в связи с недостаточной мобильностью крупной иностранной авиатехники. Например, грузовые "Боинг-737" и "Боинг-747", будучи в состоянии летной годности, могут выполнять грузовые перевозки внутри страны, но не могут летать в Китай из-за определенных нюансов в международных правилах.
По данным Росавиации, в 2022 году из-за ограниченного доступа на международные рынки грузопоток российских компаний упал на 60%.
При этом некоторые отечественные самолеты для грузовых авиаперевозок очень популярны среди крупных компаний. Например, Ту-204/214 в грузовой конфигурации используют такие российские и иностранные компании, как DHL или "Авиастар", добавляет Величко.