Итак, начать стоит с терминологии: "средняя скорость" - для многих водителей понятие довольно странное и сразу же вызывает негатив. Хотя всем известно, что скорость - это расстояние, разделенное на время, согласно учебнику по математике за пятый класс. Если мы измеряем скорость транспортного средства на участке дороги, то его скорость всегда будет "средней", а вот мгновенной, например, скорости не бывает, поскольку скорость - величина динамическая, измеряемая исключительно на отрезке пути, который, согласно формуле, и делится на время, потребовавшееся автомобилю на преодоление этого расстояния.
Проще говоря, и до, и после принятия поправок Минтранса нарушение скоростного режима выявлялось - внимание - путем расчета той самой "средней" скорости. Разница лишь в длине контролируемого участка и количестве комплексов фотовидеофиксации, принимающих участие в проведении замеров. То есть единичные камеры тоже измеряют среднюю скорость, но на очень малом отрезке пути, например, в один метр. При использовании метода контроля средней скорости - это расстояние равно сотням метров. Таким образом, в физическом смысле разницы между измерением средней скорости и мгновенной скорости нет.
В правилах дорожного движения существует немало "уловок 22" - парадоксов, вызванных взаимоисключающими правилами. Например, водитель, согласно ПДД, при возникновении опасности для движения, которую он в состоянии обнаружить, должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Но если для этой цели потребуется резко ускориться - то он уже нарушает ПДД. Комплексный замер скорости с использованием двух камер этот парадокс нивелирует. Единичная камера - нет.
Внушительное количество ДТП происходит из-за резкой остановки и/или снижения скорости автомобиля. Почему оно происходит? Да потому что водитель идущей впереди машины увидел камеру и резко выжал педаль тормоза. Или, к примеру, резко перестроился во время движения, вырезая поток. Такие маневры у нас даже пытались каким-то образом подвергнуть санкциям, однако обоснование и методика оценки вызвали вопросы не только у водителей, но и у ГИБДД. Несоблюдение дистанции - тоже верно, но попробуй ее соблюди, когда поток движется рывками! Гораздо проще и функциональнее стабилизировать весь поток, вернув на дороги метод контроля средней скорости. Да и сами водители соврать не дадут, поэтому и голосуют за возвращение технологии.
Популярна, увы, на отечественных дорогах "игра в шашки", когда горячо желающий скорее добраться до точки "Б" водитель несется от камеры до камеры, обгоняя ветер, но резко тормозит непосредственно перед комплексом. С точки зрения фиксации нарушения он невиновен, а с точки зрения соседей по потоку - создает аварийно-опасную ситуацию на дороге и ничего, кроме гнева, не вызывает. Кто виноват и что делать? На первый вопрос ответ каждый для себя определит сам, а вот на второй он уже имеется: увеличить участок покрытия, дабы стабилизировать поток и позволить 90% участников дорожного движения безопасно ехать по дороге общего пользования. Как это сделать? Увеличить площадь расчетного участка путем создания двухаппаратного комплекса.
С технической точки зрения для возобновления контроля за средней скоростью все готово. Что немаловажно, комплексы, фиксирующие среднюю скорость, технически более простые и бюджетные, так как не нуждаются в больших вычислительных мощностях и элементах вроде радарного блока, который стоит дорого. В условиях глобальных санкций на поставки большинства радиоэлектронных компонентов и их возможной нехватки именно метод контроля средней скорости может стать решением для обеспечения безопасности на дорогах.
Технология измерения средней скорости уже применялась в России и доказала свою эффективность в снижении аварийности и смертности на дорогах. К примеру, в Московской области, которая всегда отличалась комплексным подходом к борьбе с аварийностью, с 2019 по 2021 год функционировало 174 участка средней скорости общей протяженностью 588,2 км. На этих участках контроля были зафиксированы высокие показатели по снижению аварийности и тяжести последствий (данные за 2020 год к аналогичному периоду 2019 года): количество ДТП сократилось на 45%, количество погибших и пострадавших уменьшилось на 48%, ноль ДТП с наездом на пешеходов (в 2019 году они составляли 10% от общего количества аварий на этих участках). Анализ судебной практики свидетельствует о лояльном отношении автомобильного сообщества к методу контроля средней скорости. Общий процент обжалования штрафов на территории Московской области составил 0,2%, а количество обжалованных штрафов от количества вынесенных, связанных со штрафом за превышение средней скорости, составило 0,01%.
Контроль средней скорости позволяет убрать "рваный" ритм движения и обеспечивает равномерность течения автомобильного потока. Важно отметить, что протяженность контролируемого участка может быть любой: и один километр, и пять, и десять. Как отмечают эксперты в области БДД, существуют так называемые "мигрирующие" аварийно-опасные участки, которые невозможно закрыть с помощью установки единичных камер, так как со временем такие участки не исчезают, а перемещаются на несколько сотен метров от камеры. В таких случаях метод контроля средней скорости является единственной возможной мерой, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.
Другими словами, технические возможности имеются, теперь должны появиться и юридические.
Чтобы не повторить уже пройденное, второе пришествие "средней скорости" должно быть проведено с учетом ранее совершенных ошибок, вдвойне внимательно на первых этапах и максимально корректно к водителям навсегда. Количество выписанных штрафов, согласно простой логике, должно снизиться, ведь исчезнут ситуативные и вынужденные нарушения. А для этого нужно всеми силами избегать перегибов на местах и строго следовать подробно составленным инструкциям. Тогда и только тогда этот механизм поможет снизить аварийность.