О новых тенденциях на рынке и о том, как их учитывает в своей деятельности девелоперская компания Группа Аквилон, "РГ" рассказала директор по маркетингу и аналитике Наталия Коротаевская.
В Петербурге наблюдается повышенный спрос на рынке первичной недвижимости. Чем объяснять нехарактерную для летнего сезона активность покупателей, и как на эту ситуацию реагирует Группа Аквилон?
Наталия Коротаевская: Мы ни в коем случае не связываем это со снижением цен на "первичку". В рамках нашей компании цены не снижаются, скидки находятся в пределах 10-15 процентов. Повышение спроса мы связываем прежде всего с тем информационным фоном, который сейчас существует. Речь о повышении ключевой ставки, процентных ставок и первоначального взноса по ипотеке, разговорах об исчерпанности мер поддержки рынка первичной недвижимости и т.д.
Для большинства покупателей сейчас важна не столько стоимость квадратного метра или итоговая стоимость лота, сколько комфортный ежемесячный платеж. Это первый тренд рынка. Второй тренд: люди стали приобретать недвижимость "на вырост", с учетом своих планов на будущее, на создание и расширение семьи. Покупатели более тщательно изучают проекты новых ЖК. Например, молодые семьи не ограничиваются, как раньше, однокомнатной квартирой, а в качестве приоритета рассматривают двухкомнатные квартиры или "евродвушки". С учетом того, чтобы при появлении ребенка им не пришлось сразу же менять жилье. Это влечет за собой третий тренд: изменение продукта, востребованного рынком. Если раньше покупатели выбирали только саму квартиру, то теперь, поскольку жилье приобретается надолго, более тщательно изучаются локация, планировка, благоустройство двора. Очень важно наличие на первых этажах коммерческих помещений, магазинов шаговой доступности, пунктов выдачи заказов, аптек, банковских офисов и т.д.
Другими словами, все привыкли к определенному уровню комфорта и безопасности и не собираются от них отказываться?
Наталия Коротаевская: Верно, многие атрибуты, которые раньше считались свойственными только для премиальных ЖК, сегодня являются неотъемлемой частью жилья классов "комфорт" и даже "стандарт". И наша стратегия разумного подхода в девелопменте работает на опережение развития рынка. Мы стараемся сделать так, чтобы наши клиенты всегда получали жилье с опциями более высокого класса по цене "комфорта".
Например, разработанная нами энергоэффективная технология Termo-S позволяет снизить теплопотери дома до 50 процентов. И это прямая экономия для жителей, так как они меньше платят за тепло. Благодаря другой внутренней разработке компании - "умной" системе inHOME - решения многих бытовых вопросов новоселов автоматизируются, а жилая среда становится безопаснее. Также в компании принят стандарт по защите жителей от шума SOUNDSTOP. Чтобы сделать дворы интересными и эстетически приятными, мы работаем с известными студиями ландшафтного дизайна.
Все это отвечает принятому в компании стандарту качества Э4, основанному на принципах экономии, энергоэффективности, экологии и эргономики.
На какой сегмент делает ставку Группа Аквилон?
Наталия Коротаевская: На жилье комфорт-класса, вопреки мнению некоторых участников рынка об упрощении продукта на первичном рынке и слухам о "возвращении 15-метровых студий". Мы такие варианты не рассматриваем. Вместо этого оптимизируем площади квартир исходя из принципа "разумные метры": стараемся избегать в планировках наличия неиспользуемых площадей, таких как длинные коридоры, темные углы. Предусматриваем зоны для гардеробных и других бытовых целей. Все большей популярностью пользуются квартиры "евроформата", имеющие кухни-гостиные, где можно собраться, пообщаться, с наличием одной или нескольких отдельных комнат для отдыха или работы членов семьи. Такой формат позволяет обеспечить жилое пространство большими функциями на меньшей площади. Для клиентов это выгодно как в момент сделки, потому что не нужно платить за неиспользуемые метры, так и в дальнейшем при оплате коммунальных услуг.
В Санкт-Петербурге за последний год объемы жилищного строительства снизились более чем на 12 процентов. В то же время в Ленинградской области жилья строить стали больше. Как учитывается эта тенденция в работе Группы Аквилон?
Наталия Коротаевская: У нас сбалансированный портфель проектов в городе и области. Мы усиливаем оба направления с учетом максимально широкой аудитории потенциальных клиентов. В конце прошлого года приобрели земельные участки на Пулковском шоссе и в поселке Шушары Пушкинского района в Санкт-Петербурге. Эти проекты уже вывели в продажу. Около полугода назад - два земельных участка в Янино, квартиры в проекте на одном из них выйдут в продажу в октябре 2023 года.
С ростом ключевой ставки условия ипотечного кредитования становятся менее выгодными для заемщиков. Что предпринимает Аквилон, чтобы сохранить покупателей с ипотекой?
Наталия Коротаевская: Сейчас доля ипотечных клиентов достигает 85-90 процентов и выше даже у крупнейших девелоперов. Ипотека - это главный инструмент рынка с учетом инфляции, недостаточности накоплений для единовременного приобретения жилья. Поэтому с учетом проектного финансирования мы спокойно относимся к высокой доле клиентов с ипотекой.
В партнерстве с банками мы стремимся находить различные решения в сложившихся условиях. Околонулевые ставки, понимаем, скоро уйдут в прошлое - чтобы избежать риска возникновения ипотечного пузыря. Нужно искать новые пути. Мы видим, что в последнее время растет спрос на ипотеку для ИТ-специалистов, семейную ипотеку - в ее рамках как раз и приобретается жилье на перспективу. Например, в первые годы ежемесячный платеж по ипотеке гасится с помощью сдачи жилья в аренду, а в дальнейшем, когда ребенок подрастет, эта квартира станет стартовым капиталом уже для совершеннолетнего человека. Также интересны покупателям программы "Берем проценты на себя", траншевая ипотека, варианты снижения ежемесячного платежа на период строительства дома.