Причина нынешнего аврала в целом понятна: пресловутый "доллар за 100". При этом, ЦБ продолжает в своих действиях руководствоваться по сути единственным, в сложившихся обстоятельствах уже абсолютно "бумажным" показателем "уровня инфляции". Все нынешние манипуляции регулятора с ключевой ставкой нацелены на то, чтобы удержать этот формальный показатель на целевом уровне 4%. Вопрос только в том, какую реальную цену экономика заплатит за эту красивую цифру, и принесет ли она даже в среднесрочной перспективе хоть какую-то пользу и нашей промышленности, и нашим гражданам. Как с такой ключевой ставкой нам добиться промышленного суверенитета, развивать новые технологии и открывать новые производства? Риторический вопрос.
Постулирую в общем-то очевидное: основной причиной разгона инфляции, которую через повышение ключевой ставки пытается сейчас обуздать ЦБ, является девальвация рубля. Только за предыдущие 8 месяцев доллар к рублю вырос на 56%. И какого-то особого сопротивления этому процессу по линии Центробанка мы не наблюдаем. Что не очень удивляет, ведь в значительной мере эта ситуация выгодна крупным экспортерам, поскольку позволяет больше (в рублёвом выражении) зарабатывать на внешних продажах. Девальвация также помогает с номинальным исполнением федерального бюджета и позволяет банкам показывать хорошие показатели прибыльности за счет переоценки валютных активов. А именно банковскую систему на протяжении многих лет наш ЦБ окружает первоочередной заботой в любые кризисы.
Конечно, получая какие-то выгоды от девальвации "здесь и сейчас", нам за них придется расплачиваться в более отдалённой перспективе. И мудрость финансового регулятора как раз и заключается в том, чтобы трезво блюсти этот баланс интересов исходя из складывающихся прямо сейчас объективных обстоятельств, способности правильно выбирать из двух зол меньшее.
Но вот какое дело: по моему мнению, при нынешних объективных обстоятельствах ЦБ своим повышением ключевой ставки вряд ли сдержит реальную инфляцию. Потому что реальные причины этой инфляции не внутри страны, а снаружи. Ее к нам по сути "импортируют".
Зато инвестиционный климат внутри страны ухудшит гарантировано. Одной рукой ЦБ вроде бы и выбирает меньшее из двух зол, не особо препятствуя девальвации, а другой - повышая ключевую ставку - сам же масштабирует это "меньшее зло" до размеров серьезного бедствия.
Неизбежное после повышения ключевой ставки удорожание заемных денег в первую очередь затормозит вовсе не рост цен в магазинах, а реализацию огромного количества стратегически важных для России проектов, нацеленных на перспективное развитие страны, ее собственной промышленности, собственного производства, снижение нашей зависимости от внешних рынков и, соответственно, от курсов чужих валют. Повышение ключевой ставки в условиях сокращения бюджетных расходов приведет к замедлению экономического роста и еще большим проблемам в будущем. Повышая сейчас ключевую ставку в отрыве от важнейших потребностей реального сектора, мы предлагаем нашей экономике в качестве средства от мигрени выпить яд. У мертвых, конечно, голова не болит.
В нынешних обстоятельствах надо было не повышать ключевую ставку, убивая экономический рост и нанося удар как по государственному, так и по частному развитию, а, к примеру, вводить налог на валютные биржевые сделки. Тем самым, будет ослаблен внутренний негативный эффект от девальвации, обуздан ее избыточный, спекулятивный характер. Национальная промышленность сохранит возможность финансировать свое развитие, а бюджет России получит дополнительный, долгосрочный и устойчивый источник пополнения, за счет ускорения темпов экономического роста нашей страны.