Передвижение на арендных электросамокатах теперь полностью запрещено на территории Государственного музея-заповедника "Петергоф", а также в пределах основных туристических локаций в Кронштадте и в парке "Дубки" в Курортном районе. Кроме того, для упорядочивания парковочного пространства и обеспечения свободного прохода пешеходов на 27 улицах Петроградского, Василеостровского, Центрального и Кронштадтского районов вводится запрет парковки самокатов.
Еще одно новое ограничение касается скорости: примерно на сотне городских магистралей сервисы позволят передвигаться не быстрее 15 километров в час, а на территории Марсова поля и еще семи улиц в Кронштадте - не более десяти километров в час.
Новые транспортные схемы для СИМ разработаны совместно с кикшеринговыми компаниями. Как рассказали корреспонденту "РГ" в одной из них, сервисы предоставили данные о количестве и динамике поездок, востребованных временных отрезках, скорости и других показателях, необходимых для проработки предложения. Зоны выбирались по оценке совокупности трех факторов: плотность потока пешеходов, пропускная возможность инфраструктуры (недостаточная ширина тротуара, наличие инфраструктурных объектов - например, остановок, скамеек) и возможность объезда этого участка по параллельной улице. При сочетании этих факторов на участке вводятся ограничения.
- Зоны дополнительного ограничения скорости вводятся на программном уровне, - пояснил корреспонденту "РГ" представитель сервиса кикшеринга Денис Балакирев. - При въезде в зону пользователь слышит специальный звуковой сигнал и самокат автоматически замедляется до разрешенной скорости. При выезде из зоны скоростной режим восстанавливается.
При этом зоны обозначены на специальной карте в приложении для того, чтобы пользователь мог заранее определить маршрут. Но если пользователь случайно или намеренно заедет в зону полного запрета движения, ему придется идти пешком и везти самокат рядом либо выйти за пределы зоны. Однако частные СИМ такого программного обеспечения не имеют, а их владельцы могут даже не знать об ограничениях.
- Я пользуюсь электросамокатом в основном для поездок на работу - это быстро и удобно, - рассказал корреспонденту "РГ" Константин Татосов. - Поскольку работаю я близко от дома, то машинка у меня небольшой мощности, 28 километров в час. Но ведь есть и такие, которые могут разгоняться до 80 километров. Программных ограничений там нет, а лихачей в России всегда хватало. Поэтому я думаю, что нужны и какие-то законодательные меры.
В Москве, кстати, прототип такого решения уже есть. Прокатные электросамокаты столицы начали оснащать специальными IOT-модулями, подключенными к государственной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС". А в будущем, как отметил в разговоре с корреспондентом "РГ" генеральный директор компании - разработчика программного обеспечения Павел Мясоедов, продавцов могут обязать комплектовать такими трекерами абсолютно все электросамокаты.
Сами операторы тоже заинтересованы в том, чтобы их сервисы избавлялись от негативного имиджа опасных. Согласно официальной информации, на сегодняшний день операторами кикшеринга выдано более 1,5 миллиона предупреждений за нарушение правил пользования СИМ, выставлено более двух тысяч штрафов, а за грубые нарушения заблокировано более семи тысяч аккаунтов. Кроме того, компании организуют школы безопасного вождения в парках и скверах, проводят разъяснительные лекции в образовательных учреждениях города.
37 тысяч арендных самокатов насчитывается сегодня в Петербурге.