Одних осужденных отправляют сюда на принудительные работы по решению суда, других переводят из колоний в качестве поощрения за хорошее поведение (для них - это последняя ступень перед условно-досрочным освобождением).
Корреспондент "РГ" побывал в расположенном в Ленинградском районе одном из центров и узнал, почему заключенные предпочитают нарам труд на производстве, а также с какими трудностями сталкиваются здесь частные предприниматели и сотрудники УФСИН.
...Наша машина свернула с трассы и, петляя по узкой дороге между огороженными заборами и сеткой рабицей фруктовыми садами, остановилась в настоящем яблочном раю.
На заборе вывеска: "Изолированный участок, функционирующий как исправительный центр при ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю".
Тут живут 95 осужденных женщин, отбывающих наказание в виде принудительных работ без изоляции от общества. Трудятся они в фирме известного в крае фермера Александра Акимова, который занимается выращиванием плодов. Рядом с садами с нуля был возведен комплекс одноэтажных зданий: общежитие с холодильниками и стиральными машами, три столовые, кухня, спортплощадка и беседка, где по воскресеньям священник проводит службы.
- Сегодня спрос на отечественные фрукты резко вырос, но на рынок нужно поставлять качественную продукцию. А значит, нужны те, кто ответственно относится к порученному делу. Поэтому просим не направлять осужденных с хроническими заболеваниями, а также на 30-60 дней из-за того, что они обычно не слишком усердно трудятся. В отличие от тех, кто имеет срок от года и больше, - говорит предприниматель. - Мы их также обучаем обрезке деревьев, высадке и прополке.
Каждый человек здесь официально трудоустроен, имеет трудовую книжку. Заключенный при выполнении нормы получает от 40 до 60 тысяч рублей в месяц, а при уборке урожая зарплата может составить от 120 до 150 тысяч.
Кстати, десяток освободившихся заключенных остались тут работать, поселившись в станице. По словам Акимова, их труд намного эффективнее, чем у мигрантов.
- В УК РФ существуют два вида работ, которые применяются в качестве наказания. Первый - обязательные: уборка мусора, покраска зданий или заборов. Ими занимаются в зоне все, - рассказывает начальник УФСЦ при ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю старший лейтенант внутренней службы Дарья Рожков- ская. - Затем идут исправительные: осужденный ходит на свою работу, его свобода не ограничена, но часть зарплаты уходит на оплату услуг ЖКХ, одежду и продукты, которые он может сам приготовить.
Кстати, бесплатно трудиться заключенные могут только на благоустройстве колоний и прилегающих территорий.
При этом существуют ограничения для некоторой категории осужденных. Так, принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, инвалидам первой и второй группы, беременным и женщинам с детьми до трех лет, а также женщинам старше 50 лет и мужчинам старше 60 лет и военнослужащим. Из заработной платы осужденного удерживается в доход государства от пяти до двадцати процентов.
Возвращаясь к исправительному центру в Ленинградском районе, отметим: здесь вполне достойные условия проживания (есть даже интернет), которые обеспечивает сам предприниматель. Ведомство выполнило лишь монтаж системы видеонаблюдения.
- При необходимости купить, к примеру, продукты питания или другие товары для девушек организуется поездка в магазин на автобусе, - поясняет Рожковская. - А если кто-то заболел, то везут на прием к врачу, который может выписать больничный лист. В трудовом лагере находятся осужденные в основном за воровство и наркотики в возрасте от 18 до 57 лет. Осужденным разрешено иметь телефоны и ноутбуки. Дисциплину они нарушают редко.
После окончания срока на руки освободившимся выдают все необходимые документы и отправляют заявку в Центр занятости населения по месту жительства для постановки на учет. Там также предложат вакансии.
Исправительный центр УФСИНУ каждой из обитательниц исправительного центра в Ленинградском районе - своя история падения и желания вернуться к нормальной жизни. Вот одна из них, очень личная, но в то же время вполне типичная.
- Мне осталось немного до освобождения, - рассказывает Ирина из Ростова-на-Дону. - Отбываю срок по статье 158 УК РФ ("Кража"). Смалодушничала и не удержалась от соблазна. Теперь это послужит уроком для меня. Дома ждет любимая дочка. Трудилась поваром, после освобождения планирую и дальше работать по этой профессии. Если бы такие центры были везде, я уверена, что и по второму, и по третьему разу на зону бы больше никто не заезжал. А так что делать? Чтобы выжить, - я подчеркиваю: ВЫЖИТЬ! - приходится идти на риск и преступное деяние. А там как карта ляжет... У меня, кстати, это первая судимость. Сейчас, в выходные дни, когда приезжает батюшка и старается со своей стороны оказать духовную поддержку, становится как-то легче на душе. Понимаешь, что еще у тебя будет шанс продолжить нормальную жизнь. Поэтому стараюсь не пропустить службу.
Сергей Нейцель, врио начальника УФСИН России по Краснодарскому краю, полковник внутренней службы:
- Создание исправительных центров - одно из приоритетных направлений в системе исполнения наказаний России. Наши сотрудники занимаются поиском бизнесменов и привлечением их к сотрудничеству. Самые перспективные сферы трудоустройства осужденных - сельское хозяйство, переработка фруктов и овощей, строительство и мусоропереработка. Минтруд разработал рекомендации о предоставлении субсидии работодателям при трудоустройстве осужденных, переведенных в исправительные центры. Сейчас прорабатывается возможность ввести для них налоговые льготы и статус социального предпринимателя.
Что касается возникающих проблем, то мы, в частности, столкнулись с настороженным отношением к деятельности таких центров со стороны местного населения, которое считает, что рядом с ними находятся не те, кто встал на путь исправления, а чуть ли не маньяки и закоренелые преступники. И вот здесь уже нужна помощь местных органов власти: хотелось бы, чтобы они вместе с нами проводили разъяснительные беседы с людьми.
Также многие предприниматели и руководители предприятий пока не торопятся давать работу осужденным, опасаясь, что из-за сложной ситуации в экономике им придется сокращать персонал. И тут уже нужна помощь законодателей и государства, которые могут выступить гарантами сохранения нужного количества рабочих мест на этих производствах.
В планах же краевого управления ФСИН - создать еще несколько исправительных центров, один из которых, на 80 мест, будет открыт в сентябре 2023 года в станице Воронежской Усть-Лабинского района.
Между тем
Как рассказали в УФСИН, в качестве поощрения за хорошее поведение и добросовестное отношение к труду осужденный в свободное от работы время и с разрешения администрации исправительного центра может свободно выходить с его территории в определенные часы, а свой законный отпуск, выходные и праздничные дни может проводить с семьей за пределами муниципального образования, в котором расположен центр.