20.08.2023 23:01
Культура

Задачка про кота. Боевик "Ограбление из будущего" расскажет о скачках во времени

Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №185 (9130)
Кот Шредингера все чаще занимает умы кинематографистов. Напомню: это тот кот из мысленного эксперимента физика Эрвина Шредингера, который в нашем сознании одновременно жив и мертв. Но не станем углубляться в подробности квантовой механики, которая большинству из нас не по зубам. Лучше выясним, кому из зрителей по зубам новейший фэнтези "Ограбление из будущего".
Брызнешь в зрачок лучом магического фонарика - и ты сам не свой. Грант Шумахер в роли вора-виртуоза. / Traverse Media
Читать на сайте RG.RU

Будущее, куда путешествуют герои фильма, недалекое: из сегодня в завтра и обратно, причем только на один час, а что будет в случае непредвиденной задержки - непонятно, но герои этого страшно боятся, нервно считают секунды. Причем - вспомним кота - они одновременно и там, и сям. Процесс перемещения прост, но тоже непонятен: герои зачем-то грузятся в фургон, завязывают глаза и глотают ампулу с неким веществом Z-плюс, изобретенным бородачом-ученым. После чего их зрачки становятся изумрудными, как у разъяренного кота, и человек оказывается в завтрашнем дне.

Зачем они предпринимают столь рискованное путешествие - из фильма неясно: во всей истории кино ограбления прекрасно совершали без перескоков во времени, они на поверку тут вообще лишние. Разве что человека, убитого завтра, можно сегодня предупредить, чтобы поберегся. Но это самый простой из парадоксов, которые вытекают из такого путешествия.

Путешествия во времени комфортны: человека, убитого завтра, можно сегодня предупредить, чтобы поберегся

Фантастический боевик придуман, написан и поставлен режиссером Брюсом Уэмплом и несет все пороки кино, сценарий к которому пишет непрофессионал: наблюдается дисбаланс между буйной фантазией с невероятным фабульным ходом и способностью сценариста придуманное внятно объяснить зрителям. Так, чтобы не возникали поминутно вопросы: а это что, а это зачем, и вообще кто тут где.

Как режиссер Уэмпл мастеровитей - в фильме присутствуют все элементы боевика с фантастической подкладкой и положенными современному крутому триллеру актерскими штампами: все дамы умны и мужественны, все мужики импозантны, но глупы.

Приключенческий экшн "Чужая" режиссера Луканева выйдет в кинотеатрах 21 сентября

Ли Уорнер (Грант Шумахер) - вор-виртуоз. Его сообщники - две отважные женщины София Ромеро (Ариэлла Мастроянни) и Финн Кейли (Кейтлин Даффи), перед ними стоит практически невыполнимая задача. Лихую команду пытается опередить конкурирующая группа во главе с Дэрриком Вагнером, переименовавшим себя из Роберта, - это, так сказать, главный злодей фильма (Джордж Кэт). И есть еще некий самый главный злодей - фосфоресцирующий Организатор (Уильям Чемпион), засевший в бункере и руководящий своей командой с помощью видеоэкранов. Он появляется в фильме наподобие какого-нибудь очередного Доктора Зло из бондиады, но выглядит скорее занудно, чем жутко. Судя по некоторым репликам, ограбление совершается в духе последнего писка технологий - герои имеют дело не с банальными бумажными деньгами, а с криптовалютой. Но ситуация осложняется тем, что волшебных ампул не хватает, и за них тоже идет война не на жизнь, а на смерть.

Занятно, что перескоки во времени криптоворишкам не столько помогают, сколько мешают, и становится непонятно, зачем они вообще понадобились сценаристу - кроме дополнительных трудностей для героев, они мало что добавляют к сюжету. Единственное объяснение - заразительность примера Кристофера Нолана, давно, увлеченно и эффективно играющего с категориями времени. Правда, и Нолана на этом пути подстерегали непроходимые ловушки, о чем свидетельствует очень скромный успех его "Довода" с его чрезмерно усложненными коллизиями.

Опубликована большая порция кадров прощального фильма Хаяо Миядзаки

Но "Довод" - классика прозрачной ясности в сравнении с рекордно запутанным "Ограблением…" Уэмпла. Нолан рассчитывает на соразмышление зрителя, обеспечив его всеми исходными данными - Уэмпл, похоже, сам не знает, что делать с придуманным им оригинальным "дебютным ходом". Он, конечно, пытается зашить прорехи, заставляя своих героев растолковывать друг другу происходящее, но спутанность мысли от этого не исчезает.

Так как в стандартный ритуал таких фэнтези входит отключение зрительских мозгов, думаю, у фильма будут свои фаны, не особо задумывающиеся над сутью происходящего и довольные уже тем, что фигурки на экране стреляют, хорошо владеют хуком, ловко бегают по потолку и принимают красивые позы с популярных киноафиш. Ну, а кот Шредингера, о котором рассуждают герои, пусть остается ни жив ни мертв - для современного сознания он слишком сложен.

Мировое кино