По словам руководителя портала "Авиация России" Андрея Величко, процесс удорожания стоимости производства ЛМС-901 в сложившихся реалиях вполне естественный. "Три года назад стоимость производства "Байкала" была определена на уровне 120 млн рублей, однако тогда не стоял вопрос полного импортозамещения. На тот момент у самолёта было много агрегатов иностранного производства, включая двигатель. Однако после февраля 2022 года такие компоненты потребовали срочной замены на российские. Это привело к дополнительным расходам на проектирование и изготовление опытных партий новых отечественных моделей, а также на их испытания и сертификацию", - рассказал "РГ" эксперт.
Он добавил, что в качестве отечественного двигателя для ЛМС-901 будет использоваться климовский ВК-800. Однако "Климов" не будет заниматься его производством, а делегирует это "Уральскому заводу гражданской авиации", у которого, в свою очередь, такого опыта нет, что также потребует дополнительного времени и средств. Эксперт считает, что в данной ситуации нельзя полностью решить проблему, но положение можно улучшить благодаря субсидированию как разработчиков и производителей, так и авиакомпаний, которые будут эксплуатировать самолёт.
Напомним, "Байкал" - это российский лёгкий многоцелевой однодвигательный самолет, предназначенный для замены устаревшего Ан-2. Изначально планировалось, что первые "Байкалы" пополнят авиафлот Единой Дальневосточной Авиакомпании и тем самым повысят транспортную доступность всех регионов Дальневосточного федерального округа (ДФО). Однако в июле зампред правительства, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев заинтересовался подорожанием самолетов и поручил Минпромторгу и Минтрансу за две недели разобраться в причинах проблемы. Позже премьер-министр РФ Михаил Мишустин по итогам рабочей поездки в ДФО выдал распоряжение Минпромторгу, Минтрансу, Минфину и Минвостокразвития снизить цены на производство самолета.
Ведомства должны до 25 сентября подготовить предложения по снижению стоимости строительства ЛМС-901, уменьшению лизинговых платежей при его закупках и пересмотру аэропортовых сборов для социально значимых перевозок по Дальнему Востоку.
В настоящее время проводятся работы по сертификации воздушного судна, завершить которые планируется в конце 2023 года, рассказал "РГ" представитель "Уральского завода гражданской авиации". Далее самолет будет дорабатываться с учётом потребительских характеристик: в зависимости от потребностей судно можно будет дополнить противообледенительной, парашютной и спасательной системами.
В Екатеринбурге создали свой двигатель для нового самолета "Байкал"