Двадцать два предмета упакованы в специальные ящики, которые затем поместили в автофургон с системой поддержания оптимального температурно-влажного режима. Ожидается, что 22 августа произведения начнут распаковывать и реставраторы приступят к работе над ними.
Решение о помощи Русского музея музея Таганрога было принято во время видеоконференции, в которой участвовало руководство двух музеев и специалисты по реставрации от Русского музея. Для того, чтобы осмотреть все на месте, в Таганрог были направлены Сергей Сирро, заведующий отделом технологических исследований, и Марат Дашкин, заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи.
"Тогда мы еще не очень представляли, в каких условиях придется работать, и взяли с собой по максимуму упаковочных и реставрационных материалов, а также аппаратуру. Пострадавшие произведения находились не в главном здании музея, которое было закрыто и огорожено, а в соседнем, в котором располагались фонды. Нами сразу же была сделана подробная фотофиксация на предмет выявления повреждений. В том числе использовалась съемка в ультрафиолетовом свете. Нужно было выявить как видимые повреждения, так и те, которые не заметны человеческому глазу", - пояснил Сергей Сирро.
Больше всего от взрыва пострадало девять работ. А скульптура "Портрет мальчика" Христофора Геворкяна оказалась расколотой на две части.
"У скульптуры также оказались и менее значительные повреждения, есть сколы на ушах, на волосах мальчика, ущерб нанесен лицу. Отколовшиеся крошечные фрагменты мы тогда не смогли найти. Но ничего страшного: наши реставраторы восстановят скульптуру", - уверен Сергей Сирро.
Всего пострадало двадцать два произведения. Было принято решение не разъединять коллекцию, а отправить в Петербург, в реставрационные мастерские Русского музея, всех "пациентов". Чтобы полностью обследовать, вынести вердикт и провести нужную реставрацию. Но на месте были сделаны необходимые укрепляющие работы, чтобы все произведения смогли благополучно перенести транспортировку.
"Мы были своеобразной "скорой помощью", которая помогает больному до доставки его в стационар, в нашем случае - в реставрационные мастерские", - отметил реставратор. В целом он подчеркивает, что раны, нанесенные произведениям, хотя значительны, но все-таки не так глобальны, как, например, могли бы быть при пожаре, когда краска под воздействием высокой температуры меняет свойства.
Ориентировочное время, которое потребуется петербургским реставраторам, чтобы вылечить "пациентов", - полгода.
Также петербургские специалисты считают, что необходимо создавать мобильные бригады реставраторов, которые могли бы быстро выезжать к пострадавшим произведениям искусства (во время военных действий, техногенных, природных катастроф), чтобы быстро зафиксировать повреждения. Это значительно облегчит дальнейшую работу.