С начала агросезона (1 июля) к 16 августа Россия экспортировала 9,1 млн тонн зерна, из них 2,4 млн тонн - в период действия зерновой сделки (до 18 июля), рассказал "РГ" председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. По его словам, сегодняшние темпы экспорта выше, чем до 18 июля. Так, пшеницы поставлено на внешние рынки 6,8 млн тонн против 3,85 млн в прошлом сезоне. По зерну темпы экспорта больше без малого на 90% к прошлому сезону. Правда, тогда как раз было время самых жестких санкционных барьеров, отмечает Зернин.
Лидеры роста импорта пшеницы из стран первой десятки - Бангладеш (3500%) и Йемен (1700%).
"Это не просто эффект низкой базы, мы возвращаем эти рынки в наступившем сезоне", - говорит эксперт.
Лидером по импорту российских зерновых культур пока является Саудовская Аравия - туда поставлено 1,25 млн тонн. Больше всего российской пшеницы купила Турция - 850 тыс. тонн. А вот Иран выпал из списка покупателей пшеницы.
"Никто из экспортеров не готов продолжать поставки до полного урегулирования проблем государственной торговой компании GTC с долгами за поставки предыдущего сезона", - поясняет эксперт.
Иран держится в пятерке крупнейших импортеров зерновых культур (690 тыс. тонн) только благодаря поставкам фуражных культур частным покупателям, которые, в отличие от государственных закупщиков, более или менее соблюдают платежную дисциплину, говорит Зернин.
По данным Bloomberg, портовые мощности России сейчас работают на пределе: никогда еще столько зерна страна не вывозила. В прошлом году страна собрала рекордные за всю историю почти 158 млн тонн - на 30% больше, чем в 2021 году.
Сам по себе выход из зерновой сделки был воспринят рынком достаточно спокойно - фактические мировые цены почти не отреагировали, хотя биржи "сыграли", говорит директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько.
"Гораздо более взволнованная реакция сопровождает военные действия в акватории или на побережье Черного моря, поскольку они могут резко увеличить риски и ограничить навигацию, причем для обеих сторон. А вот это уже очень серьезный фактор", - считает он.
На этом фоне и имел место подъем цен на российскую пшеницу с порядка 240 до 250 долларов за тонну, хотя в последние дни они снова "съехали" на 247 долларов за тонну. При этом возросли сложности с наймом и страхованием судового парка для транспортировки российского зерна - как костерами, так и океанскими судами, отмечает эксперт.
Дальше ценовая динамика будет зависеть в основном от двух факторов: военно-геополитического и отраслевого. По первому фактору прогнозировать что-то сложно. Но при возникновении каких-то эксцессов цена наверняка будет расти. Что касается рынка зерновых, сейчас нет стимулов к росту цены - предложение на мировом рынке высокое (например, из России), говорит Рылько.
При этом в новом сезоне экспорт зерна ожидается тоже внушительный: по оценке главы минсельхоза Дмитрия Патрушева, Россия сможет экспортировать 55 млн тонн (в прошлом сезоне 60 млн тонн, в том числе 47 млн тонн пшеницы). Но это не окончательная цифра: уборка яровых еще идет и по ее итогам экспорт может оказаться еще больше. Например, минсельхоз США (USDA) в августовском обзоре повысил оценку экспортного потенциала российской пшеницы до 48 млн тонн (без учета Крыма).
У российского минсельхоза пока самая консервативная оценка урожая зерна - 123 млн тонн, включая 78 млн тонн пшеницы. Тогда как эксперты рынка вовсю повышают прогнозы. Так, свежая оценка ИКАР - 139 млн тонн зерна, включая 89,5 млн тонн пшеницы. По данным Росстата, площади как под озимой, так и особенно под яровой пшеницей больше, чем ожидалось, а в ряде регионов урожайность повыше. Возможно, определенную роль играет и новая система учета ФГИС "Зерно", запуск которой содействует легализации теневых объемов, поясняет Рылько.