"Если в учебниках, финансированных в 1990-е годы Фондом Сороса (созданный американским миллиардером Джорджем Соросом фонд "Открытое общество" признан нежелательной организацией в РФ) это был тиран, зверь, бездарный командующий, который завалил врага трупами, в общем "преступный сталинский режим" - так красной нитью проходило через многие учебники, то сегодня в нашем едином учебнике роль Сталина изложена должным образом, то есть объективно", - заявил научный директор Российского военно-исторического общества (РВИО) Михаил Мягков на пресс-конференции к 80-й годовщине разгрома немецко-фашистских войск в Курской битве, которая отмечается 23 августа.
Историк подчеркнул, что Иосиф Сталин в новом учебнике предстает Верховным главнокомандующим СССР, без участия которого не проходила "ни одна крупная операция - не только стратегическая, но и фронтовая, даже армейская". "Это тот человек, который выдвинул наших полководцев Победы, включая Жукова, Конева, Ватутина, Василевского, и тот человек, который - и это особенно стоит отметить - четко защищал интересы советской внешней политики, в том числе и во время Курской битвы", - сказал ученый.
Михаил Мягков привел в качестве примера, показывающего, насколько сложной была эта политика, архивный документ, который не любят вспоминать в американской историографии, а иногда и попросту "стыдливо прячут от читателей".
20 августа 1943 года проходила союзническая конференция в канадском городе Квебек. Там присутствовали Черчилль и Рузвельт. Тогда стало уже понятно, что Гитлер не добился своих целей в Курской битве и проиграет войну. Англо-американским командованием было принято решение разработать секретный план "Ренкен", из которого следовало, что в случае внезапного разгрома Германии СССР, англо-американцы должны были срочно высадиться в Европе, чтобы не дать русским полностью захватить континент. "А генерал Джордж Маршал - начальник штаба армии США на совещании военных интересовался мнением начштаба Великобритании "о возможной ситуации в России с точки зрения применения союзных сил, в случае, например, сокрушительного русского успеха. Он сказал буквально следующее: "Будет ли тогда Германия содействовать нашему вступлению в страну, для того, чтобы отбросить русских?", - сообщил историк и напомнил, что мы были союзниками.
По мнению Мягкова, в этот момент и возникли истоки "холодной войны". "Они состоят в нашей победе в Курской битве, в нежелании союзников усиления России в послевоенное время", - подытожил он.