2023 год скорее всего станет для мировых производителей смартфонов худшим за последние 10 лет. Нет оснований не доверять аналитике авторитетной Counterpoint Technology Market Research и можно говорить о том, что глобальная мобильная индустрия сегодня находится в кризисе.
Для этого есть несколько объективных причин.
Макроэкономика: разочаровывающие результаты экономики США за первые полгода и более низкий, чем прогнозировался, экономический рост в Китае и на развивающихся рынках.
Технологии: "Меняется парадигма использования смартфонов. Покупатели не видят больших изменения в моделях год к году и больше не гоняются за новинками. Средний срок использования смартфона растет и составляет уже 4-5 лет. Следующий этап изменения рынка - сокращение производства и рост средней стоимости устройств", - говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
Бизнес-причины: к 2023 году окончательно выяснилось, что основные бенефициары мировой мобильной революции не производители смартфонов (кроме одной компании). Текущая модель рынка переживает кризис перенасыщения и основной выигрыш получают не производители смартфонов, а владельцы экосистем, построенных на их базе (Google, Amazon - в мире, "Яндекс", VK, Сбер - в России, мобильные операторы). При этом даже те доходы, которые генерируются сервисам и приложениями в экосистеме Android, распределяются между несколькими десятками вендоров.
Кризис, но не для всех
Единственным "светлым пятном" мобильного рынка" стал рост продаж премиальных смартфонов, причем во многом за счет одной компании, которая одновременно является и производителем смартфонов, и владельцем закрытой экосистемы. Такая бизнес-модель оказалась самой выигрышной, так как доходы от продажи смартфонов, приложений, и сервисов аккумулируются в одних руках, а именно, у Apple.
Сегодня с точки зрения ведения бизнеса Applе - самая успешная компания среди всех мобильных вендоров. Так на 8 крупнейших мобильных рынках мира (США, Китай, Индия, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Южная Корея) в четырех, включая Китай и США, тройка самых продаваемых смартфонов в 2023 году выглядит так: iPhone 14 Pro Макс, iPhone 14 Pro, iPhone 14. А в топ-5 iPhone 14 Pro и iPhone 14 входя везде, кроме Индии. Согласно прогнозу Counterpoint Research в 2023 году Apple может впервые стать вендором № 1 по количеству отгруженных в розницу смартфонов.
В России все иначе?
На первый взгляд российский рынок живет вообще по другим законам. Согласно данным аналитического центра GS Group импорт смартфонов в Россию за первые 6 месяцев 2023 года вырос на 26 %, по сравнению с аналогичными показателями 2022 года и составил 12,4 млн штук. В денежном выражении рост, еще более впечатляющий - 42 %.
При этом Apple в России, в отличие от многих рынков, не занимает доминирующую роль. Всего лишь 5 место (9 %) по количеству поставленных устройств. Доля компании даже упала по сравнению с 13 % в первом полугодии 2021 года и это несмотря на то, что недостатка в поставщиках сейчас нет. Очевиден недостаток спроса. Он во многом связан с действиями самой компании, которая сильно ухудшила качество своей экосистемы для российских пользователей, убрав возможность оплачивать сервисы, делать покупки внутри приложений, расплачиваться с помощью iPhone, а также удалив важные для российских пользователей приложения из App Store.
Сегодня в России первое место по доле рынка (в шутках) занимает Xiaomi 27,9 %, второе Samsung 12,7%, третье realme 12,1 %, четвертое Tecno 10,4 %, шестое Honor c 7,9% и седьмое Huawei c 4,6%. Китайские смартфоны заняли в 2023 году в РФ рекордные 77%.
Аналитики GS Group отмечают, что впечатляющий рост в 26% по сравнению первыми 6 месяцами прошлого года связан с эффектом "низкой базы" аномального 2022 года. В этот период, год назад, произошел сильный провал по поставкам смартфонов, так старые каналы прекратили работу, а новые еще не были найдены. Если же сравнивать с 2019/2020/ 2021 годами, то импорт отстает на 17,2 %. Так что снижение поставок смартфонов произошло не только во всем мире? но и России.
Что касается общемировой тенденции роста продаж премиальных моделей, то и тут Россия оказалась в тренде. И дело не только в том, что верхний сегмент рынка (смартфоны от 30 тысяч рублей) вырос на 58 %, но и в том, что увеличилась его доля, достигнув 21 %, а общая стоимость предлагаемых и покупаемых смартфонов выросла за год на 32 %.
"Отличительным признаком почти всех недорогих смартфонов сегодня стал модуль камеры Samsung JN1, который корейский гигант экстренно выпустил в разгар "полупроводникового кризиса" в начале 2021 года. На тот момент цены на полупроводники критически выросли и производителям смартфонов экстренно понадобилась удешевленная основная камера для бюджетных моделей, чтобы удержать отпускную цену на прежнем уровне. Цель была достигнута, но качество съемки видео и фото на новый 50 Мп-сенсор оказалось заметно ниже, чем на прежние камеры", - отмечает Харитонов.
Однако даже спустя два года, когда полупроводники подешевели, а от дешевой камеры в недорогих смартфонах никто из производителей не отказался, разочарованные покупатели начали мигрировать в сторону более дорогих смартфонов.
Снижение качества камер в бюджетных мобильниках началась в середине 2021 года а в 2023 стало очевидно всем покупателям.
За это время многие владельцы смартфонов:
- Исчерпали ресурс старого бюджетного аппарата, купленного в 2020 году или ранее;
- Купили новый бюджетный смартфон с пониженным качеством камеры в 2021-2022 годах;
- Разочаровались в нём;
- Перешли на смартфон классом выше.
По мнению Евгения Харитонова качественных изменений в камерах бюджетных смартфонах не стоит ждать как минимум до середины 2024 года А с учетом инертности спроса и уменьшающегося количества желающих проверить, изменилось ли что-то к лучшему в бюджетных смартфонах, срок может увеличиться.