Никакой магистрали
История с дорогой по улице Орловских партизан длится с тех самых пор, как на севере столицы Орловщины решили развернуть строительство жилого комплекса. Планы построить трассу именно здесь, на месте опушки парковой зоны, которую жители называют лесом, не удивили бы ни одного урбаниста: новая улица не должна соседствовать с лесным тупиком, а жители всех прилегающих - объезжать микрорайон. Однако активисты из домов на Орловских партизан посчитали иначе.
Как только под их окнами начали пилить тот самый лес, они выступили с такими протестами, что мало не показалось никому.
Активистка Светлана Кузьмичева вспоминает, как в одно утро выглянула из окна, а рядом с домом - "тьма полиции". В это время специальные работники завели пилы и начал валить часть парка.
- Нам сказали, что это самосев, - теперь рассказывают соседки Светланы Кузьмичевой, указывая на толстые стволы, превращенный умелыми руками в пеньки. - И полицию, Росгвардию выставили, чтоб мы не помешали им лес убирать.
Когда деревья исчезли, стали понятны перспективы. Активисты начали поиски документов о предстоящем строительстве, и судьба зеленых насаждений стала волновать их меньше. Светлана Кузьмичева и другие женщины рассказывают, что увидели информацию о магистрали, которая должна пройти буквально под их окнами, заменить на асфальтовое полотно пестрящие цветами клумбы и поставить под угрозу и традиционные игры детей рядом с домом, и неспешные прогулки дам элегантного возраста, и даже подъезд скорой и других автомобилей спецслужб. Интенсивность движения машин и представлять не хотелось. Поэтому люди стали привлекать внимание к проблеме.
Главный специалист "Орелгосзаказчика" Андрей Голунов на недавнем сходе с жителями улицы все перечисленные характеристики будущей дороги назвал недостоверными. Первое, что он подчеркнул, так это внутриквартальное назначение дороги.
- Никакой магистрали, это будет обычная дорога, полоса - туда, полоса - обратно, и еще одна полоса, которая будет предназначена для парковки автомобилей, - рассказал он. - Разрешенная скорость движения здесь будет ограничена 40 километрами в час.
Вместе с жителями он полагал от предполагаемого края будущей парковки до клумб, чтобы все убедились: заявленные 11 метров ширины оберегаемый хозяйками цветам не нанесут вреда. Клумбы продолжат радовать всех жильцов.
Впрочем, помимо дорожной темы "партизаны" подняли и другие вопросы: ливневка, тротуар, пешеходный переход к игровой площадке, и даже грядки с плодовыми деревьями, которые для местного жителя и забота, и отдушина. Но это - уже частности.
- Главное, что дорога не будет магистральной, на внутриквартальную мы, так и быть, согласны, - резюмировала Светлана Кузьмичева. - Нам главное, чтобы не было интенсивного движения здесь.
Привыкших жить в тишине и покое горожан Андрей Голунов поспешил убедить в том, что новая дорога к строящимся домам не будет такой уж востребованной. Пока жилье не заселят, ездить туда будет некому, а когда дома будут готовы, к ним проложат широкую трассу рядом, продолжив улицу.
- Вот я автомобилист. Ну зачем мне ехать по вашей улице на Космонавтов, если я могу выехать по широкой дороге туда? - рассуждает он вместе с жителями.
Кто-то соглашается, кто-то все равно не рад перспективе - ведь из тихого лесного тупика улица превращается в какую-никакую, а транспортную артерию. Город развивается, но когда это развитие нарушает привычный образ жизни, смириться сложно, говорят орловчане.
Цинковый спор
Впрочем, они далеко не одиноки. В курском Железногорске протестные настроения против завода по производству вельц-оксида цинка и железосодержащего клинкера, казалось, уже утихли. Однако стоило депутатам обдумы вынести на рассмотрение вопрос о передаче части земель Железногорска под особую экономическую зону, протест против нового предприятия вспыхнул уже в зале регпарламента.
Категорично настроенные против "Цинкума" депутаты проголосовали против отчуждения земель, хотя формально эти два вопроса между собой никак не связаны. Ведь может случиться так, что на этом участке появится другой завод. Однако народные избранники, транслируя позицию протестно настроенных жителей, подчеркнули: для предприятия нужно найти другой участок.
Ранее озвученные доводы о безопасном удалении от жилых массивов на 12 километров и технологическом совершенстве цинкового производства не убедили их ни тогда, ни сейчас. В результате семь депутатов проголосовали против изменения городских границ, еще двое - воздержались.
При этом вопрос о строительстве завода был решен давно: государственно-экологическая экспертиза Росприроднадзора подтвердила безопасность предприятия. Инвестиции в проект составят более семи миллиардов рублей, а когда завод выйдет на проектную мощность, бюджет региона будет пополняться благодаря ему на 500 миллионов рублей.
Знать границы
В липецком селе Ситовка скандал возник на почве масштабной стройки нового жилого массива. Коттеджный поселок, возводимый здесь, ожидаемо потребовал и дополнительных мощностей для водоснабжения, и новых очистных сооружений. Последние и стали камнем преткновения: возмущенные жители сообщили о том, что застройщик возводит инфраструктуру неправильно.
Разбираться в проблематике стал председатель регионального парламента Дмитрий Аверов. Он сам выехал на место и вместе с жителями убедился в том, что застройщик нового коттеджного поселка намеревался возвести очистные сооружения не на выделенной ему стройплощадке, а за ее пределами. Тем самым фирма нарушала границу с землей общего пользования, где пришлось бы навредить и зеленой зоне. Во время разбирательства также выяснилось, что руководство муниципалитета такие движения застройщика не согласовывали, а фирма не получала разрешения на работы.
Теперь, как отметил Дмитрий Аверов, повода для беспокойства жителей нет: работы по возведению очистных приостановлены.
- Что касается обеспечения водой как жителей будущего поселка, так и жителей Ситовки - здесь будет расконсервирована еще одна скважина, - отметил председатель заксобрания региона. - Это позволит улучшить водоснабжение всего села и нового поселка.
В каждой подобной ситуации и чиновники на местах, и сами жители, и представители бизнеса подчеркивают: даже необходимые инфраструктурные и бизнес-проекты все чаще оказываются заложниками общественного протеста. Поэтому ценность экспертов, способных не только объяснить и важность новых очистных, и безопасность заводского производства, и рассказать о ключевых параметрах каждого из новых объектов, возрастает в геометрической прогрессии. Ведь зачастую таковых попросту не наблюдается ни в фирмах-застройщиках, ни в чиновничьих кабинетах.