Открывая выставку, митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Димитрий (Елисеев) отметил, что наше материальное и духовное благополучие по многом основано на трудах предыдущих поколений.
- Порой, увлекаясь настоящим, мы забываем о прошлом, - отметил владыка. - А нынешняя выставка лишний раз нам напоминает о том, что достижениями предков гордиться не только можно, но и должно.
Посетители экспозиции ознакомились с историей становления железных дорог в России и, прежде всего, Транссибирской магистрали, с грандиозными инженерными и социальными решениями Великого Сибирского пути. Каждый отдельный стенд посвящен городу, который находится на пути Транссиба, был построен и развивался именно благодаря ему.
Императорский маршрут - это не только неофициальное название выставки, но и название проекта: просветительская экспозиция путешествует по 8 регионам страны, по которым проходит магистраль, уже состоялось ее открытие в Тюмени и Омске. Императорский маршрут - это дань памяти предков или взгляд в будущее?
- Нет, это просто форма исторического просвещения, - отвечает председатель наблюдательного совета фонда "Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества" Анна Громова. - Мы не ждем от этого проекта никаких глобальных результатов. Просто мы понимаем, что наши выставки - достаточно эффективная форма, чтобы донести ту информацию, которой нет в наших школьных учебниках, вузовских программах, которая часто искажается в средствах массовой информации.
Особенность нашей работы в том, что вся информация, которую мы даем, досконально выверена и соответствует историческим источникам. Поэтому мы ручаемся за каждое слово, которое говорим. Люди слышат правду и откликаются на нее.
Анна Витальевна также допустила, что Императорский маршрут по самой длинной железной дороге в мире в скором времени может стать одним из интереснейших глобальных отечественных туристических проектов. Так что же соответствует исторической правде в материалах выставки?
- Прежде всего это тот факт, что Транссиб современники сравнивали с открытием Колумбом Америки и прорытием Суэцкого канала, - отвечает директор научно-просветительского центра ЕСПО Андрей Миланович. - Именно таково его влияние на мировое экономическое развитие. Магистраль привела к объединению Европы и Азии, Атлантического и Тихого океанов, дала толчок развитию десятков городов, среди которых миллионники.
Мост через реку Амур получил на Парижской выставке золотую медаль наряду с Эйфелевой башней. Историческая правда состоит в том, что у руля строительства железнодорожного транспорта в нашей стране стояли российские императоры, а протяженность путей сообщения, построенных в Российской Империи при Романовых, была больше, чем потом построили при СССР.
Царь-мост через реку Амур на ТранссибеЭто говорит о том, что империя не была отсталой страной, которую большевики якобы приняли "с сохой". Длина только одного только Транссиба - 9 тысяч километров, и возводилась эта магистраль по 500-600 километров в год по непроходимым таежным местам.
Строительство Транссиба - фотографии Ивана РомашкевичаВыставка останется в Забайкальском крае для экспонирования в других городах и населенных пунктах региона.