22.08.2023 14:25
Культура

В Чите открылась выставка, посвященная самой длинной железной дороге в мире

Текст:  Андрей Полынский
Российская газета - Федеральный выпуск: №187 (9132)
В Забайкальском краевом художественном музее состоялось открытие передвижной стендовой выставки "Развитие железных дорог в России под покровительством Императорского Дома Романовых". Выставка создана научным коллективом Фонда "Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества" в сотрудничестве с Институтом всеобщей истории РАН.
Анна Громова: Императорский маршрут - это форма исторического просвещения. / Андрей Полынский / РГ
Читать на сайте RG.RU

Открывая выставку, митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Димитрий (Елисеев) отметил, что наше материальное и духовное благополучие по многом основано на трудах предыдущих поколений.

- Порой, увлекаясь настоящим, мы забываем о прошлом, - отметил владыка. - А нынешняя выставка лишний раз нам напоминает о том, что достижениями предков гордиться не только можно, но и должно.

Посетители экспозиции ознакомились с историей становления железных дорог в России и, прежде всего, Транссибирской магистрали, с грандиозными инженерными и социальными решениями Великого Сибирского пути. Каждый отдельный стенд посвящен городу, который находится на пути Транссиба, был построен и развивался именно благодаря ему.

Императорский маршрут - это не только неофициальное название выставки, но и название проекта: просветительская экспозиция путешествует по 8 регионам страны, по которым проходит магистраль, уже состоялось ее открытие в Тюмени и Омске. Императорский маршрут - это дань памяти предков или взгляд в будущее?

Министр просвещения Сергей Уваров: "Преподавание истории есть дело государственное"

- Нет, это просто форма исторического просвещения, - отвечает председатель наблюдательного совета фонда "Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества" Анна Громова. - Мы не ждем от этого проекта никаких глобальных результатов. Просто мы понимаем, что наши выставки - достаточно эффективная форма, чтобы донести ту информацию, которой нет в наших школьных учебниках, вузовских программах, которая часто искажается в средствах массовой информации.

Особенность нашей работы в том, что вся информация, которую мы даем, досконально выверена и соответствует историческим источникам. Поэтому мы ручаемся за каждое слово, которое говорим. Люди слышат правду и откликаются на нее.

Анна Витальевна также допустила, что Императорский маршрут по самой длинной железной дороге в мире в скором времени может стать одним из интереснейших глобальных отечественных туристических проектов. Так что же соответствует исторической правде в материалах выставки?

/ Сергей Караваев

- Прежде всего это тот факт, что Транссиб современники сравнивали с открытием Колумбом Америки и прорытием Суэцкого канала, - отвечает директор научно-просветительского центра ЕСПО Андрей Миланович. - Именно таково его влияние на мировое экономическое развитие. Магистраль привела к объединению Европы и Азии, Атлантического и Тихого океанов, дала толчок развитию десятков городов, среди которых миллионники.

Мост через реку Амур получил на Парижской выставке золотую медаль наряду с Эйфелевой башней. Историческая правда состоит в том, что у руля строительства железнодорожного транспорта в нашей стране стояли российские императоры, а протяженность путей сообщения, построенных в Российской Империи при Романовых, была больше, чем потом построили при СССР.

Царь-мост через реку Амур на Транссибе

Это говорит о том, что империя не была отсталой страной, которую большевики якобы приняли "с сохой". Длина только одного только Транссиба - 9 тысяч километров, и возводилась эта магистраль по 500-600 километров в год по непроходимым таежным местам.

Строительство Транссиба - фотографии Ивана Ромашкевича

Выставка останется в Забайкальском крае для экспонирования в других городах и населенных пунктах региона.

В Екатеринбурге открыли экспозицию "Дом Романовых и Урал"
Чита Музеи и памятники История