23.08.2023 11:32
Экономика

Регионы ПФО договорились развивать речное сообщение

Текст:  Алексей Юхтанов Олег Платонов Игорь Морозов Константин Бахарев Наталья Саванкова
Российская газета - Экономика Поволжья: №186 (9131)
Перед судостроителями ПФО поставлены серьезные задачи. Необходимо в разы увеличить выпуск "Метеоров". Один только завод из Татарстана должен выдавать по десять штук ежегодно.
Количество подобных судов будет расти от года к году / Алексей Юхтанов
Читать на сайте RG.RU

Ульяновск

В пятницу в Ульяновском речном порту произошло знаменательное событие. Впервые в новейшей истории России сюда прибыл "Метеор" - речное судно на подводных крыльях. Когда-то они регулярно курсировали по волжской акватории, но в постсоветскую эпоху перестали.

"Муса Джалиль" был спущен со стапелей Зеленодольского судостроительного завода в Татарстане 4 августа. Это скоростное пассажирское судно на подводных крыльях проекта 03830 "Метеор-2020", разработанное проектным бюро "Си Тех". На нем в Ульяновск прибыл раис Татарстана Рустам Минниханов.

- Это начало большой серьезной работы по запуску пассажирских перевозок на Волге, - встретил его ульяновский губернатор Алексей Русских. - Рейсы будем субсидировать, так как их себестоимость намного выше, чем могут позволить себе ульяновцы.

Действительно, себестоимость поездки Казань - Ульяновск составляет около 4 тысяч рублей. Рейс на "Метеоре" для жителей области должен оцениваться не дороже, чем поездка на автобусе, - от 1000 до 1300 рублей.

Володин пообещал взять на парламентский контроль возрождение речного транспорта

Вместимость "Метеора" - 120 человек. Время в пути от Казани до Ульяновска - 4,5 часа. Средняя скорость - около 60 км/ч. И стоит такое судно 600 миллионов рублей.

Между тем развивается и туризм на обычных речных теплоходах. Об этом корреспонденту "РГ" рассказал генеральный директор ООО "Симбирская гавань" Ринат Сафаргалеев:

- Более 120 туристических теплоходов приняли, 21 тысячу туристов. Это примерно в полтора раза больше, чем в прошлом году на эту же дату.

Казань

Увеличение пассажиропотока до полумиллиона человек и выпуск по 10 "Метеоров" в год - такие задачи ставит для себя новая судоходная компания АО "Флот РТ". Руководить ею назначили не кого-нибудь, а самого Романа Лизалина, который, будучи капитаном судна "Арабелла", 10 июля 2011 года спас с тонувшего теплохода "Булгария" 79 человек.

Работа существующей компании "Татфлот", по всей видимости, не устраивает татарстанские власти. Далеко ходить не надо, там до сих пор не могут организовать продажу онлайн-билетов на пассажирский транспорт. Приходится по старинке покупать билеты в кассе. И это добавляет ажиотажа на поездки по дачным маршрутам.

В компании "Флот", которая начнет доставлять пассажиров со следующего года, эту проблему пообещали решить.

В Татарстане всерьез решили заняться общественным речным транспортом. На обновление и ремонт судов, а также причалов правительство республики выделило баснословные для отрасли два миллиарда рублей. Первый новый "Метеор-2020", произведенный на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького, 1 июня был передан на баланс компании. Сначала "Мусу Джалиля" обкатали на туристическом маршруте в Свияжск и Болгар. А теперь решили испытать на дальнем расстоянии до Ульяновска.

Там же состоялась презентация нового туристического маршрута Казань - Ульяновск с участием главы Татарстана Рустама Минниханова и губернатора Ульяновской области Алексея Русских.

Чебоксары

С этого года появился туристический маршрут между Казанью и Чебоксарами на "Валдае 45Р". Это судно на подводных крыльях разработали в ЦКБ имени Р.Е. Алексеева в Нижнем Новгороде. Вместимость - 45 пассажиров плюс два члена экипажа, скорость - 65 километров в час, автономность - до 8 часов. Ходить по воде может только в светлое время суток.

Закуплено три судна этого типа. Теперь они ходят из Чебоксар до Нижнего и Казани. Несмотря на то что удовольствие не из дешевых, данный вид транспорта пользуется спросом. Поездка до Свияжска и обратно обойдется в полторы тысячи рублей, из Казани до столицы Чувашии - в 1260. Туристы отмечают, что таким способом передвигаться комфортнее, чем на автобусе или электричке, а также романтичнее.

Нижний Новгород

О развитии речного транспорта в Нижнем Новгороде мы рассказывали в прошлом номере "Экономики Поволжья". Напомним, "Валдаи" соединяют четыре региона - Нижегородскую, Владимирскую области, республики Марий Эл и Чувашию.

Чем для Сибири важен речной транспорт

Есть внутренние рейсы - скажем, до Городца. Билет обходится в 550 рублей на человека. Для сравнения, цена поездки на автобусе - 282 рубля.

Компания-перевозчик пытается привлечь пассажиров льготными тарифами. К примеру, они введены для пенсионеров, студентов, детей, многодетных семей, инвалидов. Скидка - 55 рублей до того же Городца. Но билет получается все равно дороже автобусного. К тому же есть ограничения по числу льготных мест.

Жители считают, что надо сделать водный транспорт более доступным по ценам.

Пермь

Ситуация с пассажирскими перевозками в Пермском крае разительно отличается от того, что было лет 30 лет назад. Тогда по Каме и Чусовой, двум крупнейшим рекам Урала, днем и ночью двигались теплоходы и суда на подводных крыльях. До северных поселков по Вишере и Колве курсировали суда на воздушной подушке, они могли выбраться на берег где угодно. Сейчас в Прикамье осталось всего три речных маршрута, которые обслуживают небольшие теплоходы.

Зато развивается круизный туризм. Пермь является начальной точкой маршрутов, которые ведут на Черное, Азовское, Каспийское, Балтийское и Белое моря. Используя каналы и шлюзы, туристические теплоходы смогут доставить своих пассажиров практически в любой город на берегах Камы, Волги, Москвы-реки, Невы, Онежского и Ладожского озер.

- В прошлом году по рекам Камского бассейна было перевезено более 120 тысяч пассажиров, - говорит руководитель ФБУ "Администрация "Камводпуть" Сергей Сергеев. - В этом году итоги еще не подводили, но, скорее всего, эта цифра будет выше.

Пенза

Большой навигации в Пензе нет уже более 20 лет, но в прошлом году появились прогулочные катера. Этим летом их количество увеличилось до пяти. В основном ими пользуются туристы.

Речной транспорт курсирует от центральной набережной до Свердловского моста каждый день с 10 утра до 21 вечера. Часовая прогулка составляет для взрослых 500 рублей в будни, 550 - в выходные, для детей и инвалидов действует скидка 50 процентов.

А еще по Суре можно сплавиться на байдарке, плоту и даже надувном диване. Такая услуга пользуется спросом. Многие хотят увидеть знакомый город с неизвестной стороны. Весь инвентарь предоставляется в аренду, включая спасательный жилет. Байдарка на два-четыре человека обойдется от 1000 рублей в будни и 1700 рублей - в выходные. Сплавляясь в группе, можно заказать по прибытии плов и горячий чай.

ПФО Водный транспорт Нижний Новгород Пенза Пермь Чебоксары Казань Ульяновск