22.08.2023 18:36
Общество

Политолог Дмитрий Журавлев: В репетиторских онлайн-услугах есть существенные минусы

Текст:  Дмитрий Журавлев (политолог, директор Института региональных проблем)
Российская газета - Федеральный выпуск: №187 (9132)
Безусловно, есть огромное количество преимуществ в репетиторских услугах онлайн. Это прежде всего сэкономленное время, возможность поочередно заниматься с разными преподавателями. Например, со специалистами тех вузов, куда ребенок собирается поступать - они знают специфику внутренних дополнительных испытаний, если речь идет о российских ключевых вузах. Или с лучшими школьными педагогами, которые помогут человеку подготовиться к ЕГЭ на случай, если в вуз принимают только по результатам единого экзамена.
/ РГ
Читать на сайте RG.RU

Да и цены на онлайн-услуги ниже, чем на традиционные занятия с репетитором, потому что себестоимость их ниже. Ведь ни преподавателю, ни ученику не надо никуда ехать. И уроки могут слушать сразу несколько человек: репетитор может собрать группу в интернете и спокойно им передавать знания. Соответственно, с каждого брать меньше, а получать в итоге больше. И все стороны будут довольны.

Все больше репетиторов работают онлайн. В чем плюсы и минусы такого формата?

Но есть и существенные минусы таких услуг: "клиент" в действительности не знает, кого он нанимает. Родитель в лучшем случае узнает это после нескольких занятий, и то если он имеет хоть какую-то компетенцию в выбранной области. А если не имеет? Не каждый обязан знать все предметы, которые ребенок должен сдавать по ЕГЭ. Кто-то, скажем, как я, политолог, а кто-то инженер, каждый разбирается в своей сфере. И проблема в том, что мы не можем проконтролировать документы об образовании онлайн-учителя и его опыт работы, а также его компетенцию. Например, существует формализованная школьная система, где родителям не приходится спрашивать учителя: ты имеешь право учить или нет? Если его на работу взяли в школу, значит, уже тем самым подтверждена его компетенция. Дальше его будут посылать на курсы повышения квалификации и контролировать уровень его умений. А проверить репетитора, который собирается заниматься с ребенком онлайн, как мне кажется, может только "сарафанное радио" в Сети. В первую очередь, я бы доверял тем, у кого дети с успехом поступили в университет. Боюсь, что других аргументов в пользу преподавателя нет.

Еще один недостаток обучения онлайн. Мне доводилось заниматься со студентами удаленно. Хочу сказать, что личный контакт не заменит виртуального. Особенно это касается гуманитарных областей, где очень много так называемого контекста, того, что прячется за текстом, подразумевается. Это трудно передать онлайн, воспроизвести удаленно. Взрослым преподавать легче. Бывает, что и через интернет с ними устанавливается очень тонкий контакт. С детьми сложнее. Здесь много вопросов: как удержать внимание, как донести контекстную информацию. Впрочем, ЕГЭ - это в большей степени тестовая информация: даты, сроки, формулы. Но преподаватель не только учит отвечать на шаблонные вопросы. Образно говоря, нужно, чтобы школьники Россию умели на глобусе находить.

Как определить фейкового репетитора, на что в первую очередь обратить внимание? Думаю, на соответствие фактам. Особенно если мы говорим о гуманитарном, историческом образовании. Чтобы привлечь учеников, удержать их внимание, представить себя продвинутым и интересным педагогом, людям иногда такие фантастические картины истории преподносят, вместо реальности придумывают мифы. Здесь родителям нужно быть начеку. Второе, за чем бы я наблюдал на уроке - это логика его построения. А третье - цена: если "товар" стоит очень дешево, надо подумать, с чем это может быть связано.

Подготовила Елена Кухтенкова

Опрос: Более половины родителей нанимают детям репетиторов для поступления в вуз
Образование