Как расширение объединения отразится на его экономической деятельности, а также на проектах Нового банка Развития, рассказали "Российской газете" эксперты.
В первую очередь вступление новых стран в БРИКС позволит увеличить активы Нового банка развития (НБР), считает заместитель декана по международной деятельности Экономического факультета РУДН Дарья Соколан. Более того, по ее словам, в банке появятся валюты новых стран-участниц.
Таким образом, организация сможет постепенно отказываться от доллара и переходить к финансированию проектов в национальных валютах.
"Благодаря вступлению новых стран БРИКС усиливает свое влияние по всему миру, поскольку добавился Ближний Восток (ОАЭ, Саудовская Аравия, Иран), Африка теперь будет представлена не только ЮАР, но и Египтом и Эфиопией, а поддержку Бразилии в Латинской Америке окажет Аргентина", - пояснила эксперт.
Расширение БРИКС в таком составе охватывает практически все регионы мира (за исключением Северной Америки и Австралии), что ведет к растущей роли альянса в мировой экономике, считает Соколан.
Вступление данных государств будет способствовать увеличению товарооборота между странами, росту использования национальных валют в расчетах, кроме того, возможны различные сферы сотрудничества: инвестиционное, образовательное, разработка совместных проектов.
"Расширение БРИКС дает больше возможностей для формирования новой платежной системы между странами-участницами. Развитие цифровых валют также можно использовать для финансового сотрудничества стран альянса", - полагает эксперт.
Новый банк развития БРИКС стал альтернативой международным финансовым институтам, сформированным с момента Бреттон-Вудского соглашения. Такую точку зрения высказала магистр права, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Мери Валишвили.
"За девять лет своего существования НБР существенно снизил зависимость развивающихся стран от доллара США в международных расчетах, что обеспечивает их финансовую безопасность. В 2021 году НБР расширился и включил Египет, ОАЭ, Бангладеш и Уругвай, при том что только первые две из указанных стран станут членами БРИКС с 1 января 2024 года", - отметила она.
По мнению Валишвили, в целях расширения своего влияния в финансировании крупных инфраструктурных проектов НБР заинтересован в присоединении региональных экономических лидеров, например, таких как Аргентина и Саудовская Аравия, которые также приглашены к вступлению в БРИКС. Однако такое расширение может усложнить реализацию другого потенциального проекта блока по созданию единой валюты. Финансовая интеграция - непростой и длительный процесс, и включение в него большего числа стран требует определенного уровня готовности каждого из вновь привлеченных членов БРИКС, пояснила эксперт. Она уточнила, что в соответствии со стратегией развития НБР до 2026 года доля расчетов в национальных валютах должна составлять не менее трети. Таким образом, первостепенная задача, наравне с укреплением инвестиционного взаимодействия, - интеграция платежной инфраструктуры и кредитование стран в валютах государств - членов блока, заключила Валишвили.
Саммит БРИКС в ЮАР