24.08.2023 10:39
Общество

Эксперт "РГ" рассказал, каких условий не хватает в ДФО для автопутешественников

Текст:  Ирина Савченко (директор Ассоциации экскурсоводов и гидов-инструкторов Республики Алтай)
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №189 (9134)
Азиатская часть России - Сибирь, Алтай, Дальний Восток - с ее уникальной природой занимает одно из лидирующих мест в стране по своей привлекательности для туристов и путешественников. Притягательны неповторимые достопримечательности и ландшафтное разнообразие.
Читать на сайте RG.RU

Высокий уровень автомобилизации восточных регионов способствует развитию индивидуальных, в том числе семейного формата, путешествий на личных машинах. К примеру, тот же Дальний Восток располагает огромным потенциалом для оздоровительного туризма. Способствуют тому естественные природные ресурсы - лечебные термальные источники, грязи, минеральные воды, но там очень слабо развита инфраструктура.

И хотя в сфере туристических услуг активно трудятся предприниматели - открывают новые объекты размещения и предприятия общественного питания, тем не менее придорожный сервис оставляет желать лучшего. И "дикие" туристы обустраивают некоторые места сами. Стихийные точки отдыха, созданные руками отдыхающих, есть и на Алтае, и на побережье Японского моря, и в других локациях. Такое случается, когда спрос превышает предложение.

Вдоль федеральных дорог автотуристам не хватает мотелей, караван-парков, автосервисов с горячим питанием и душевыми кабинами, туалетов

А спрос действительно высок. По данным министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай, в 2022 году регион с населением более 200 тысяч человек посетили около 2,5 миллиона гостей. В Приморье за первое полугодие этого года побывали 1,1 миллиона человек, а всего в крае ожидают 3,5 миллиона туристов.

Однако условия для комфортного передвижения туристов и автопутешественников только создаются - что по Чуйскому тракту, занимающему пятое место в рейтинге самых красивых автомобильных дорог мира, что по трассам "Амур", "Уссури", "Вилюй", "Колыма" и им подобным. Вдоль федеральных дорог еще не хватает мотелей, караван-парков, автосервисов с горячим питанием и душевыми кабинами, туалетов. Говорить о придорожном сервисе на путях регионального и местного значения вовсе не приходится.

Большинство россиян планирует отправиться в путешествие на автомобиле этим летом

Другая проблема связана с повышенной антропогенной нагрузкой. Экологический туризм, направленный на созерцание, приобщение к природе и ее сохранение, может привести к точечному истощению природных ресурсов, ухудшению экологии. Дело в том, что многие автопутешественники, отклоняясь от основных федеральных и региональных дорог, устремляются в глубь регионов - в горы, к красивым местам, локациям - или просто съезжают с дороги, выбирая места для размещения. В результате направления к популярным объектам, куда можно добраться на внедорожниках либо специальном высокопроходимом транспорте, становятся непролазными дебрями. Со временем "тропиночные сети" превращаются в экстрим-трассы с множеством глубоких колей, наполненных водой и вязкой жижей. Это не просто некомфортно, а еще и небезопасно.

Образ жизни ДФО