29.08.2023 09:51
Калуга

На гастрофестивале в Калуге показали новые возможности "быстрой еды"

Текст:  Елена Шулепова
Российская газета - Экономика Центрального округа: №192 (9137)
Четыре дня гости калужского фестиваля уличной еды наслаждались вкусными блюдами, общением и творческой программой. Мероприятие объединило производителей продуктов питания, рестораторов, создателей авторских изделий и, конечно, покупателей. А рестораторы не только знакомили калужан и гостей города с разнообразием возможностей, но и рассуждали о перспективах развития отечественного стритфуда и системы быстрого питания.
Кто-то видит в фестивале источник дохода, а кто-то просто тестирует здесь новые блюда. / Елена Шулепова/РГ
Читать на сайте RG.RU

- Фестиваль "Калуга. Улица. Еда" проходит в третий раз, - рассказала один из его организаторов, заместитель руководителя Агентства развития бизнеса Калужской области Ирина Хаврошина. - То, что мы проводили его два года подряд и довольно успешно - и с точки зрения экономического эффекта, и с точки зрения поддержки предпринимателей, позволило нам поучаствовать в федеральном конкурсе. Мы получили грант, было выделено федеральное финансирование: нынешний фестиваль проходит в рамках нацпроекта "Туризм и индустрия гостеприимства" и федерального проекта "Повышение доступности туристических продуктов". Это позволило нам расширить фестиваль, сделать его более массовым. В этом году было 45 гастрономических проектов, 40 из них - калужские.

У каждого участника фестиваля свои цели. Одни видят в нем источник дополнительного дохода. Для других, особенно молодых компаний - это способ заявить о себе. А кто-то тестирует здесь новые блюда: будут ли они пользоваться популярностью и стоит ли вносить их в основное меню? Как рассказали сами рестораторы, экономический эффект от участия в фестивале действительно есть. Достаточно сказать, что в прошлом году 30 участников от общепита за три дня сделали общую выручку в 10,3 миллиона рублей. Кроме того, все отмечали рост притока посетителей в своих заведениях по меньшей мере в течение месяца. А кто-то обновил меню в соответствии со вкусами калужан.

Помимо поддержки предпринимателей фестиваль уличной еды, по задумке организаторов, призван развивать гастрономический туризм. Сегодня турпоток в Калугу заметно вырос, и важно удержать гостей. И тут наряду с визуальными ощущениями важны и вкусовые.

Шеф "Кофе-культ" Артем Щербаков - один из идеологов местного фестиваля кофеманов и постоянный участник "Калуга. Улица. Еда". В прошлом году его русский калач с начинками стал блюдом-победителем. В этом году он предлагает новое меню: пожарская котлета с разными начинками на палочке, как эскимо, а еще картофель по-пушкински и многое другое. Все это быстро готовится, подается в таком виде, что можно и с собой взять, и на ходу перекусить.

Помимо поддержки предпринимателей фестиваль уличной еды призван развивать гастрономический туризм

- Сытно, вкусно, удобнее, чем чизбургер. И еще забавно, - смеясь, поделились впечатлениями от "котлетного мороженого" две девушки, решившие именно таким образом перекусить на ходу. - Мы привыкли, что перекусить можно только в сетевых ресторанах быстрого питания. Но сегодня здесь мы видим, что очень многие калужские кафе готовы предложить перекус - и быстро, и вкусно, и разнообразно.

Помимо "котлетного мороженного", как назвали блюдо потребители, на фестивале были и пельмени из шоколада: в стаканчиках на вид настоящие пельмени с маслом и лавровым листиком, а на деле их содержимое - белый шоколад и бисквитный торт. Эти "пельмени" из кафе "Квартал" оказались в списке калужанок Ларисы и Юлии Милинюшкиных: девушки заранее изучили предложения рестораторов на сайте фестиваля и составили перечень того, что хотели бы попробовать.

Андрей Максимов - о том, как в Суздале стараются сделать так, чтобы проезжающим в нем было комфортно

За калужскими ржаниками к палатке ресторана "Гастроном" очередь выстроилась еще до начала официального открытия. Покупают сразу по два. Ржаник - это очень вкусная булочка из ржаной муки, в которую щедро заложили куски роскошной запеченной свинины, плюс фирменный соус и вяленые помидоры.

- Ржаник - это калужская придумка. Чем он отличается от бургера? Он сытнее, никакой химии, никакой заморозки: булочку делаем сами, соус - сами, мясо - тоже. Мы знаем из чего готовим - все от местных фермеров. Если есть выбор ржаник или бургер, выбрал бы ржаник, хотя бы потому, что здесь мясо - не котлета, - объясняет Александр, подавая очередную порцию покупателям.

- Уличная еда - это когда удобно, быстро, вкусно и качественно, - рассуждает шеф ресторана "Гастроном" Андрей Крюков. - Я за развитие гастрономического вкуса. Если взять калужан, то они еще не привыкли есть что-то новое. Они привыкли к шаурме, к бургерам . Хочется научить калужан приходить в кафе или ресторан не только посидеть, но и чтобы получить новые вкусовые сочетания. Хочу проводить дегустации, показывать, что мы можем.

Подобным образом, как оказалось, рассуждают многие калужские рестораторы. И многие готовы предлагать свои варианты быстрой еды. Но реально пока соперничать с известными брендами не получится. По мнению Ильи - шефа из обниского кафе "Частная практика", реальные перспективы вытеснения бургеров из сознания россиян и замены их на что-то более разнообразное и местное, увы, не просматриваются.

В АТОР выяснили, где можно бюджетно отдохнуть у моря в бархатный сезон

- Сегодня мало кто из местных рестораторов занимается сетевым бизнесом быстрого питания. Здесь нужна именно сеть, что позволит снижать цены. Впрочем, в России это еще молодой бизнес, так что все возможно. Мы учимся. Если заведение всерьез займется стритфудом, то вполне может когда-нибудь составить конкуренцию известным брендам. А предложить нам есть что, - рассуждает Илья.

Примечательно, что в Калуге свои варианты уличной еды предлагали гости из разных концов страны. Так, Наталья Космачева приехала из Смоленска, чтобы сварить на площади днепровскую кашу - это перловка с орехами и раковыми шейками. Этой каши калужане съели 1200 килограммов за два дня. .

Фихрад Мингалимов родился в Ташкенте, в Калугу приехал 20 лет назад, где открыл кафе узбекской кухни "Вкус на высоте". На фестивале он готовил настоящий узбекский плов - 100 литров разошлись за два часа. По его словам, лепешки, самса - это и есть настоящая уличная еда. Фихрад говорит, что участвует в фестивале, чтобы подарить людям радость, но и дополнительный заработок получается неплохой - в прошлом году заработал почти полмиллиона.

Свой вариант перекуса представили гости из Ижевска. Они привезли русскую печь на колесиках, в которой готовили удмуртские перепечи и табани с припеком. Перепечи - это, когда в формочки из теста закладывают начинку с сыром и зеленью, а табани - это блины с начинкой, причем начинка замешивается прямо в тесто. Все запекают в печи.

- Поездка дальняя. Мы как бы раскручиваем, что есть такое блюдо. Даже выйти в ноль уже хорошо. В Москве, Подмосковье на фестивалях очереди выстраиваются. Вначале с осторожностью - одну перепечу, потом по 8 брали. Это красиво и вкусно, - рассказал шеф Владимир Мороз.

По его словам, от того, как пойдет, могут открыть в Калуге постоянную точку. Хоть это еще и не сеть ресторанов быстрого питания по-удмуртски, но уже ее зарождение.

Между тем

Гастрономические фестивали калужанам удаются весьма неплохо. Так, форум кофеманов "Энергия кофе" вместе с фестивалем "Калуга. Улица. Еда" стали победителями конкурса "Торговля России 2023" в номинации "Лучший торговый фестиваль". В прошлом году Kaluga Street Food вошел в топ-10 лучших событийных мероприятий по версии Ростуризма и получил федеральный статус.


Калуга