Ремонт дорожного полотна на Литейном проспекте проводился по современной методике объемно-функционального проектирования смесей и покрытий. Методика позволяет значительно повысить устойчивость дороги к высоким нагрузкам, учесть особенности климата, интенсивность движения по проезжей части. За две недели на участке от Невского проспекта до Литейного моста протяженностью 1,9 километра отфрезеровали старый асфальт и уложили выравнивающий и верхний слои покрытия из износостойкого асфальтобетона. Всего на ремонт Литейного проспекта понадобилось более 8,4 тысячи тонн асфальтобетонной смеси.
Следует понимать, что ремонт улиц в летний период - не прихоть дорожников: только в теплое время года можно в полной мере раскрыть потенциал современной техники и материалов, избежав негативного влияния капризной погоды. В то же время даже частичное перекрытие дорог на ремонт создает определенные неудобства как местным жителям, так и туристам, которых летом в центре города зачастую больше, чем петербуржцев. Город на Неве - туристическая столица России, поэтому скорость ремонтных работ здесь наряду с качеством их выполнения важнейший фактор. Этим требованиям как раз и отвечает новая технология, которую применили на Литейном проспекте - на участке протяженностью один километр, от Невского проспекта до улицы Пестеля.
Любой, кто хотя бы раз наблюдал за дорожным ремонтом на многополосных трассах и улицах, знает, что сегодня он происходит методом поочередной укладки полос дорожного покрытия. В месте стыка уже устроенной и новой полос образуется технологический, холодный шов. Стык асфальтобетонных полос необходимо герметизировать.
Если этого не сделать, в процессе эксплуатации в пришовной зоне появляются дефекты, в которые проникает вода. Потерявший герметичность шов начинает разрушаться, особенно в холодное время года, при частых переходах температуры через ноль. Замораживание и оттаивание вкупе с высокой транспортной нагрузкой приводят к тому, что в зоне шва образуются продольные трещины и выбоины, и вскоре дороге требуется внеплановый ремонт.
Чтобы избежать развития дефектов покрытия, для обработки швов смежных полос при укладке асфальтобетонной смеси используются различные технологические решения. Традиционным вариантом является укладка рулонной битумно-полимерной стыковочной ленты. Рулон разматывают вдоль ранее уложенной полосы, фиксируют на кромке, снимают защитную пленку, после чего производят укладку и уплотнение асфальтобетонной смеси на смежной полосе.
Эта технология широко используется во всем мире, но требует достаточно больших трудозатрат и времени. Ее инновационным развитием стал способ устройства холодных швов с помощью так называемых жидких лент. Жидкая стыковочная лента - это битумно-полимерный пастообразный состав, модифицированный различными компонентами. Ленту не надо разогревать, она не содержит растворителей, ей не требуется дополнительной фиксации на кромке. Она эластична благодаря большому содержанию полимеров и обеспечивает высокое качество сшивания слоев дорожного покрытия.
Для нанесения этого герметизирующего состава была разработана специальная дорожная машина. Жидкой лентой заполняют размещенную на ней емкость, откуда под давлением наносят на кромку (торец) дорожного покрытия одной полосы до того, как асфальтоукладчик приступит к укладке соседней. Условно это можно сравнить со склеиванием двух частей какого-либо плоского предмета в быту.
Производительность укладки можно регулировать давлением в баке и скоростью движения машины. Обслуживает самоходную машину всего один человек, но производительность его работы значительно выше, чем у работников ручного труда: за один час можно нанести ленту более чем на 700 метров кромки покрытия.
Однако разработчики не остановились на достигнутом и постарались расширить возможности применения средств малой механизации для укладки жидкой ленты, сделав технологический процесс еще более эффективным.
Для использования жидкой стыковочной ленты было создано специальное устройство - автоматизированный модуль, который легко монтируется на асфальтоукладчик и позволяет в автоматическом режиме равномерно наносить необходимое количество состава непосредственно перед укладкой асфальтобетонной смеси. Это не имеющее аналогов оборудование значительно повышает качество и скорость дорожных работ.
"Мы находимся в постоянном диалоге с дорожно-строительными компаниями - основными потребителями нашей продукции. Не только вместе разрабатываем планы, координируем задачи, но и стараемся своевременно реагировать на их запросы, предлагая комплексные решения - от индивидуальной разработки рецептур битумных материалов до технологической экспертизы, транспортировки продукции на дальние расстояния", - отмечает Дмитрий Орлов, генеральный директор "Газпромнефть - Битумные материалы".
Автономность работы модуля - до трех часов без дозаправки, в зависимости от толщины укладываемого слоя и скорости укладки асфальтобетонной смеси. Устройство позволяет не только выиграть в функциональности и удобстве применения, но и добиться более быстрого и качественного результата. Как следствие, при применении данной технологии холодные швы будут надежно загерметизированы и асфальтобетонное покрытие прослужит дольше. При этом также повышается уровень производственной безопасности.
Жидкая лента и устройства для ее нанесения были успешно апробированы на федеральных и региональных трассах в самых разных регионах России, их можно использовать во всех дорожно-климатических зонах. Например, в 2020 году ленту наносили на опытном участке дороги Р-256 "Чуйский тракт" в Алтайском крае. А в 2022 году материал применялся в работах на участках обхода Усолья-Сибирского в Иркутской области и трассы 03 К-007 в Краснодарском крае. В ходе мониторинга было установлено, что с помощью жидкой ленты удалось сохранить целостность технологического шва, избежать появления трещин по нему в первый и следующий годы эксплуатации покрытия. В сегодняшних условиях особенно важно и то, что жидкая стыковочная лента "Брит" FLEX и оборудование для работы с ней производят в России полностью из отечественных компонентов, что исключает зависимость от импортных поставок.
В "Газпромнефть - Битумные материалы" в полной мере осознают повышенную ответственность при обеспечении дорожных работ в историческом центре Петербурга. Качество их выполнения достигается не только за счет тщательного контроля и профессионализма строителей, но и благодаря использованию передовых технологий. "В комплексе с заменой дорожного полотна это позволяет повысить безопасность движения и сократить время нахождения в пути при поездках", - подчеркивает Дмитрий Орлов.
Специалисты дорожного строительства и ремонта в Петербурге высоко оценили новые технологические возможности.
Александр Варламов, директор по производству ООО "ДСК АБЗ-Дорстрой", выпускающего асфальтобетонные смеси, рассказал, что замена дорожного полотна на Литейном проспекте стала для его организации своего рода знаковым событием, поскольку речь идет об одной из главных улиц города. "Выполнить такую ответственную задачу помогают самые современные технологии, которые в том числе предлагают наши партнеры", - отметил Варламов.
"Ремонт на Литейном проспекте проведен с опережением по срокам и по современной методике объемно-функционального проектирования смесей и покрытий, что позволит значительно повысить устойчивость дороги к высоким нагрузкам", - заявил начальник управления контроля качества и внедрения инноваций СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" Андрей Демин.
По его словам, ремонт Литейного проспекта стал примером эффективной координации действий власти и бизнеса. В условиях постоянного роста объемов дорожного ремонта применение современных материалов и машин особенно важно для Санкт-Петербурга. Ведь только в текущем году в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги" в городе будут приведены в нормативное состояние еще 130 километров дорог.
Дмитрий Орлов заверил, что "Газпромнефть - Битумные материалы" продолжит применять свои инновационные технологии в центре Петербурга, чтобы жители и туристы могли с комфортом добираться до главных туристических достопримечательностей, а ремонтные работы были быстрыми и почти незаметными.