Какие должности Вы занимали до и после конфликта в Боснии и Герцеговине (БиГ)?
Виктор Безрученко: В 1992-1993 годах я был начальником штаба войск ООН (ЮНПРОФОРа) в Сараево, а затем - до 2002 года - главой регионального управления миссии ООН в Сараево.
Что послужило предлогом для начала натовской операции в БиГ?
Виктор Безрученко: 28 августа 1995 года минометная мина, разорвавшаяся на площади Маркале в Сараево, унесла жизни 39 человек. Еще около 100 человек тогда получили ранения. Североатлантический альянс тот час же возложил вину за этот инцидент на сербов, что послужило поводом для начала военной операции. Однако многие факты указывали на то, что это была хорошо спланированная провокация режима Алии Изетбеговича и западных спецслужб.
Так, начальник штаба ЮНПРОФОРа полковник Андрей Демуренко провел собственное расследование и убедительно доказал, что сербская сторона не несет ответственности за инцидент. Полковник армии США Грей, начальник разведывательного отдела ЮНПРОФОРа в Сараево дал понять в своей публикации, что именно мусульмане стоят за взрывами. Британский Объединенный комитет по разведке (JIC) пришел к выводу, что случаи "Маркале-1" (5 февраля 1994 года) и "Маркале-2" (28 августа 1995 года), вероятно, были организованы командованием Армии Боснии и Герцеговины. 7 сентября 1995 года российское агентство "Новости" сообщило, что инцидент "Маркале-2" был результатом тайной операции "Циклон-2" западных спецслужб.
Для чего это нужно было Партии демократического действия (ПДД) во главе с Изетбеговичем и их западным патронам?
Виктор Безрученко: Стратегия ПДД подразумевала полное изгнание сербской общины из Сараево. Целью ПДД был этнически чистый и неразделенный город в качестве столицы мусульманского государства. С началом войны сербы стали мишенью для массового террора и демонизации.
Через 17 лет после этих драматических событий по инициативе правительства Республики Сербской была создана Международная комиссия по расследованию страданий сербов в Сараево. В её работе я принимал участие в качестве заместителя председателя. На основании изученных документов и бесед со свидетелями Комиссия установила, что в результате многолетней этнической чистки 113 508 сербов и югославов покинули Сараево. На территории города было убито 2 770 граждан сербской национальности и 256 солдат Войска Республики Сербской, ещё 174 человека числятся пропавшими без вести. В окрестностях разрушены и сожжены 56 сербских сел и поселков, идентифицированы 27 сербских братских могил.
Комиссия пришла к выводу, что стратегия режима Алии Изетбеговича была направлена на изгнание сербской общины из Сараево. В течение всей войны ПДД подстрекала многочисленные преступные группировки и регулярные подразделения Армии БиГ к преступлениям против сербского населения Сараево, включая аресты, пытки, изнасилования и убийства. Кульминацией этнической чистки стал массовый исход сербов из Сараево после подписания в 1995 году Дейтонских мирных соглашений. Алия Изетбегович добился желаемого.
Каковы последствия операции НАТО?
Виктор Безрученко: Это была первая боевая операцией НАТО в Европе после Холодной войны. Она продолжалась в течение 17 календарных дней. В ходе неё было сделано 3535 самолетовылетов, израсходовано 13 крылатых ракет "Томагавк" и 10 486 авиационных пушечных снарядов с обедненным ураном. Объем использованных боеприпасов составил около 10 000 тонн. Впервые после Второй мировой войны в операции НАТО участвовали ВВС Германии, Испании и Италии. В итоге погибли 65 сербских солдат и офицеров, 152 гражданских лица, 273 человека получили ранения. Из-за применения снарядов с обедненным ураном вода и воздух были заражены на значительной территории, что представляет собой военное преступление. Это привело к значительному росту онкологических заболеваний среди населения региона.
Республика Сербская имеет полное право предъявить иск в международные судебные инстанции по возмещению материального ущерба нанесенного бомбардировками НАТО и применением обедненного урана. Этот вопрос необходимо поднимать на политическом уровне и добиваться справедливой компенсации.