Спустя несколько минут после объявления о победе Бонго в центре столицы Либревиль раздался выстрел, сообщает Associated Press. Вскоре группа военных, которые, по их словам, представляют габонские силы безопасности и обороны, обратилась к народу в эфире телеканала Gabon 24. Они объявили об аннулировании итогов выборов и закрытии границ. Кроме того, путчисты распустили госинституты, в том числе правительство, сенат, национальную ассамблею, конституционный суд. Сообщается, что среди участников переворота - военнослужащие президентской гвардии, солдаты регулярной армии и офицеры полиции. Силовики анонсировали создание Комитета по переходному периоду и восстановлению институтов. Военные сообщили, что свергнутого президента они поместили под домашний арест вместе с семьей, а один из его сыновей был арестован за госизмену. Позже сам Бонго записал видеообращение к нации, подтвердив, что его удерживают в резиденции.
Бонго призвал "друзей" со всего мира "поднять шумиху". Послание политика распространили местные журналисты. Официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что Москва обеспокоена "сообщениями об осложнении внутренней обстановки в этой дружественной нам африканской стране". Дипломат выразила надежду на скорейшую стабилизацию ситуации в Габоне. В Париже решительно осудили действия военных. Представитель правительства бывшей габонской метрополии Оливье Веран призвал силовиков уважать результаты выборов.
О дальнейших намерениях путчистов на момент подписания номера информации не поступало. По словам экс-кандидата на пост президента республики Привата Нгомо, главой государства на время переходного периода может стать бывший министр иностранных дел Жан Пин. Тем временем обстановка на столичных улицах неспокойная. Толпы граждан вышли на улицы Либревиля, чтобы отметить окончание правления Бонго, семья которого возглавляла страну на протяжении 56 лет. Народ пел национальный гимн вместе с силовиками, патрулирующими город, некоторые закрашивали фотографии президента на билбордах. Агентство Франс Пресс сообщало о стрельбе в столице. Главный порт Габона в Либревиле приостановил выдачу разрешений на выход судов, а центральная воздушная гавань страны отменила все рейсы до конца дня. Французская горнодобывающая компания Eramet, в свою очередь, временно прекратила все операции в стране "в целях безопасности персонала".
Стоит отметить, что в отличие от других африканских республик, ставших свидетелями внутренних переворотов из-за проблем с безопасностью и управлением, переворот в Габоне связан с несовершенством избирательного процесса. По мнению оппозиции, голосование проходило с многочисленными нарушениями. В довершение всего избранный президент объявил комендантский час в стране и отключил доступ в интернет якобы для предотвращения распространения фейков и обеспечения общественной безопасности. Впрочем, попытки переворотов давно стали привычным завершением выборов для Габона. Так, ни один плебисцит с момента введения в стране многопартийной системы в 1990-е годы не обходился без насилия. Для действующего президента это уже третий крупный мятеж. Начало второго срока Бонго-младшего в 2016 году омрачили протесты, в результате которых в огне оказалось здание парламента. В 2019-м военные установили контроль над государственной радиостанцией, взяли ее сотрудников в заложники и объявили народу о намерениях "восстановить демократию". Но в тот же день полиция подавила мятеж.
Систематические волнения против Бонго не случайны. Дело в том, что после получения независимости от Франции жители бывшей колонии знали лишь трех президентов - первого лидера республики Леона Мба и отца и сына Бонго. Родитель свергнутого президента возглавлял страну 42 года и установил авторитарный режим. Бонго-младший стал продолжателем "династии", но за годы в офисе не смог оправдать надежды бедствующего народа.
Махаша Рампеди, главный редактор издания African Times (Йоханнесбург, ЮАР)
Захват власти группой военных офицеров в Габоне призван положить конец 55-летнему периоду демократического фарса в стране, которому в обмен на ее природные ресурсы пособничали страны Запада, и особенно Франция. Семья отстраненного президента Али Бонго управляет богатым нефтью Габоном с момента обретения им независимости от Франции в 1960 году. Габон входит в ОПЕК и является одной из самых богатых нефтью стран региона, однако в стране не развита инфраструктура, процветают неравенство, бедность и безработица, составляющая около 40 процентов.
Люди в Габоне устали от франкофонского влияния и той поддержки, которую Париж оказывал неработающим госинститутам, выборам с фальсификациями. Французы были на стороне Бонго, хотя и знали, что неоднократно его победы на выборах были спорными и, как считали многие, не обходились без фальсификаций. Так было на выборах в 2016 году, так произошло и сейчас.
Поэтому переворот, что важно, выглядит как выдвижение обвинений против Франции, бывшей страны-колонизатора, получавшей в обмен на поддержку Бонго дешевую нефть, магний и другие ископаемые. Семья Бонго подписала десятки соглашений с Парижем об их добыче. Французы в обмен охраняли Бонго, развернув в стране две военные базы под предлогом борьбы с незаконными формированиями в Центральной Африке. В типичной для неоколониализма форме Франция, по сути, сговорилась с семьей Бонго и превратила Габон в вассала. Очередной переворот на континенте последовал за схожими захватами власти военными в основном в бывших французских колониях в Западной Африке - Буркина Фасо, Мали, Нигере. Антифранцузская логика в основе переворота в Габоне напоминает эти события. Примечательно и то, что жители этих стран выходили на улицы, размахивая российскими флагами в знак желания укреплять отношения с Россией, а также с Китаем. Переворот в Габоне - это переворот против западного империализма, неоколониализма и влияния франкофонов в Африке, эксплуатирующих природные ресурсы ценой обнищания местных жителей. Он отражает растущее недовольство прозападными правительствами в Африке, работающими против интересов своих граждан.
Подготовил Игорь Дунаевский