Экскурсия в прошлое
"Ох, батюшки, вышла перекреститься, а тут вы на пороге. Ну, входите, коли так, только тихонько - дедушка-то у нас приболел, а хозяйка еще почивает…" - хлопочет у ворот усадьбы на Посадской, 13 гувернантка Ольга Уфимцева. Незамужняя родственница Сурановых, она присматривает в доме за детьми, помогает в хозяйстве, знает все городские новости и… решительно не понимает странных слов и обычаев XXI столетия. Приходится соответствовать!
Гости "Дома Сурановых" в Коломне окунутся в купеческую жизнь XIX векаВходя в роль "сударей" и "голубушек", гости степенно шествуют через проходные комнаты и беседуют с провожатой о том о сем, рассматривая мебель и вещи купеческой семьи, обитавшей здесь до начала Большого террора. Дом выглядит вполне жилым. Никаких бархатных канатов и табличек "Не трогать! Экспонат". Можно раскрыть фанерный чемодан с вешалками для платьев и выдвижными ящиками, пощелкать ножницами для снятия нагара со свечей, полистать газету "Будильник" и пожелтевшие книги, заглянуть за ширмы и примерить кружевной ночной чепец или шемизетку (манишку к нарядам с глубоким декольте). Дамам Ольга Федоровна дружески объяснит разницу между парасолькой и камисолькой, научит подкалывать шлейф в сырую погоду. Господ - повеселит рассказом о коломенской традиции освящать пиво на Пасху…
В стеклянном шкафу - изделия того самого захворавшего дедушки, купца Василия Ивановича Суранова. К 60 годам он обезножел и, чтобы не скучать, занялся искусством. Расписывал тушью кузнецовский фарфор, резал по кости. Благо ее в Коломне, разбогатевшей на перегоне скота, было хоть отбавляй. Суранов обрабатывал говяжьи лопатки так, что они походили на слоновую кость. Его ажурные архитектурные макеты (в частности, московского кремля и иерусалимской кувуклии) оценочной стоимостью в несколько миллионов рублей пока хранятся у потомков. Но один маленький шедевр - резной пароход с инициалами и надписью "Коломна" - хотят выкупить, чтобы сделать символом "немузея". Собственный корабль был несбыточной мечтой Василия Суранова. И старик воплотил ее, пускай и в миниатюре.
Обойдя весь дом и, возможно, встретив его обитателей, занятых повседневными делами, вы спускаетесь в столовую. К чаю выносят печатный "разгонный пряник" - красный, с начинкой из уваренной вишни. Рецепт узнали у жителей в ходе большого этнографического исследования лет 10-12 назад. Теперь решили воскресить производство - специально для "Дома Сурановых".
- У Бориса Пильняка в рассказе "Коломенская пастила" есть фраза: "Я помню эти пряники с горькой миндалиной посередине". Горький миндаль присутствует и в тех двух рецептах, которые нам удалось найти. Правда, пока мы сделали вариант без ореха. Коломенский пряник был пурпурным. Скорее всего, благодаря кошенили (натуральный краситель - кармин - прим. "РГ"). Ее закупали для местной шелковой фабрики. До нас дошла одна пряничная форма - коник. Но мы были и иные, скажем, в виде большой рыбы. Планируем освоить несколько видов выпечки из сырцового и заварного теста, - сообщила генеральный директор АНО "Коломенский посад" Наталья Никитина.
В перспективе гости "Дома Сурановых" смогут попробовать и другой вкус из прошлого - сушеную квашеную капусту. "Чипсы" готовили в остывающей печи и поставляли, в частности, для нужд армии. В кипящем бульоне полуфабрикат разбухал, получались отменные щи.
Игра или жизнь?
Примерно по такому сценарию выстроят первый гостевой визит в "Дом Сурановых" 2 сентября. Спустя неделю полуторачасовые экскурсии начнут проводить на постоянной основе по предварительной записи.
Однако это лишь один из трех форматов работы нового объекта. Его не хотят называть музеем, подчеркивая, что задача - не показать купеческий быт, а приобщить к нему напрямую, через ощущения и эмоции.
Самый простой вариант посещения - "Вне игры". Он понравится интровертам. Вы молча, как тень, проходите по комнатам, где кипит жизнь. Сам принцип организаторы подсмотрели в Лондоне в "Доме Денниса Сиверса". В десяти комнатах исторического особняка, где нет воды и электричества, воссоздана обстановка жизни выдуманной семьи ткачей-гугенотов. На пороге гости сдают телефоны, обещают ничего не двигать и не задавать вопросов. И - окунаются в быт XVIII века с его порядками, звуками и запахами. В Коломне решили развить эту идею и сделать дом "населенным".
Второй формат - "На игре". Это театрализованная экскурсия, где гости будут взаимодействовать с пространством, общаясь с гувернанткой, горничной или дядькой-денщиком.
Наконец, третий, самый сложный и новаторский способ прикоснуться к истории - "Не игра". Иначе говоря, полное погружение. Гостям предстоит не просто сдать гаджеты в сейф, а прожить в "Доме Сурановых" больше суток по распорядку купеческой семьи. В костюмах и при свечах, с четырьмя слугами, настольными играми, фортепиано и русской печью, в которой кухарка будет готовить блюда по поваренной книге 1890 года.
- В сборнике расписано домашнее меню на каждый день. Хозяйка занесла туда свои рецепты: яблочный крем, крем из сметаны, пасха (в двух версиях - для господ и для прислуги). Эта находка, думаю, была неслучайной. И она в числе прочего определила тот исторический период, который лег в основу концепции "Дома Сурановых", - пояснила Наталья Никитина.
"Слуги", конечно, помогут разобраться в бытовых нюансах. Но прежде чем поселиться в "немузее", туристам придется пройти образовательную программу. Ранее историки, культурологи и другие эксперты прочли в Коломне дюжину лекций: о жизни города и купцов до революции, о самих Сурановых, о домашнем укладе, моде, традициях питания, ремеслах, словесном этикете… На основе этих выступлений подготовлен видеопутеводитель. В него также вошли ролики с участием будущих "слуг" и элементами мультипликации.
- Если по итогам просмотра люди вдохновятся, то можно будет приезжать в Коломну и переходить к практическим занятиям, а затем и вселяться в "Дом Сурановых". Мы ориентируем этот продукт на пары или семьи с детьми. Может быть, даже с бабушками и дедушками. Тема семейных ценностей важна с точки зрения истории места. Да, визит на сутки будет недешевым, большого потока желающих на первом этапе мы не ожидаем. Но через какое-то время надеемся выйти на такой график: в начале недели в доме живут гости, с пятницы по воскресенье идут интерактивные экскурсии, а по вечерам (или ранним утром, или вообще ночью) останется время для неурочных визитов "Вне игры", - отметил куратор программ "Коломенского посада" историк Дмитрий Ойнас.
Аналогов такого формата музейщики не нашли. Поэтому для начала опробуют его сами в техническом режиме. Пригласят людей, искушенных разными туристическими аттракционами. Не исключено, что проекту потребуется психолог: одно дело мечтать о цифровом детоксе, а другое - проснуться на перине, умыться над фарфоровым тазом, затянуть корсет, уложить прическу и провести целый день в компании "пришельцев" из позапрошлого века.
Для персонажей "Дома Сурановых" - постоянных и временных - разработано больше сотни эскизов одежды. Фасоны взяты из модных журналов 1886 года и иллюстраций. Нательное белье будет сшито для каждого гостя по его меркам и останется ему в подарок. Верхнюю одежду планируют чистить и дезинфицировать.
- Ткани выбираем натуральные, по качеству близкие к историческим. По возможности применяем аутентичные способы изготовления одежды. Швы - два миллиметра, никакого оверлока. Я бы назвала это носибельной реконструкцией, - рассказала "РГ" художник по костюмам Юлия Брагина. - У гостей, которым предстоит ходить в такой одежде, многое вызовет удивление. Вместо молний и пуговиц - завязки, предметы гардероба надеваются в определенном порядке. Корсету тело поначалу радуется, но через пару часов оно уже вопиет. Представители высших сословий с детства привыкали к прямой спине, статичным позам. А мы-то люди вертлявые - вот "косточки" и натирают… Впрочем, в домашней обстановке допустимо надеть камисольку без корсета. Думаю, всех повеселят распашные панталоны. Я читала, что когда в моду стали входить более привычные для нас штанишки, застроченные по среднему шву, старшее поколение ворчало - мол, до чего молодежь распустилась!
Если первые два формата посещения рассчитаны на широкую публику, то "Не игра" займет нишу туристического люкса. В России состоятельным путешественникам обычно предлагают роскошь, экзотику или экстрим. Между тем запрос на дорогие и качественные познавательные программы тоже есть, заверила Наталья Никитина:
- Когда в Коломну начали прилетать гости на вертолетах, оказалось, что пакета услуг для них не существует. А это люди "насмотренные", им хочется чего-то серьезного и из ряда вон. Новый проект мы делаем в том числе для них. Цена будет на уровне проживания в Four Seasons (международная сеть гостиниц премиум-класса - прим. "РГ").
Непридуманные истории
"Дом Сурановых" - памятник культуры, построен на рубеже XVIII-XIX веков. Ныне находится в собственности региона. Деревянное здание служило складом светофоров и тихо разрушалось. Его судьба переменилась после того, как во флигеле, где расположен музей истории со вкусом "Коломенская пастила", побывал губернатор Московской области Андрей Воробьев. Собственно, внутрь он не попал - опоздал: желающих много, график жесткий, помещение маленькое. Постояв у входа, Воробьев спросил владельцев центра познавательного туризма "Коломенский посад", чем им помочь. Те попросили в пользование основное здание усадьбы Сурановых, чтобы расширить "сладкую" экспозицию. В течение полутора лет документы были оформлены.
Центр получил гранты Президентского фонда культурных инициатив - на реставрацию, проекты "Жизнь коломенская. Не игра" и "Жизнь коломенская. День и ночь".
- Изначально мы думали о пастиле. Но на нас вышли потомки Сурановых - Юлия и Василий Матвеевы. Привезли чемоданы с документами, фотографиями, мемориальными предметами. Рассказали удивительную историю о бабушке Марье Федоровне, в которую был влюблен живший неподалеку Борис Пильняк. Он тесно общался с Сурановыми. И когда в 1938 году его расстреляли, семья перепугалась и бежала - кто куда. Имущество они поделили и забрали с собой, составив две описи. По ним мы восстановили интерьер, - пояснила Никитина. - Часть сурановских вещей получили от Матвеевых, часть - забрали из полузаброшенного деревенского дома, где жил их пожилой родственник. Кровать с ангелами, сундук, люстра под свечи - все нашли. Какой же после этого музей пастилы?!
Через историю конкретной семьи здесь будут рассказывать о жизни в Коломне и в дореволюционной России в целом. Причем - отталкиваясь от событий конкретного года, 1890-го.
- Он разделяет периоды эклектики и модерна, к которым относится мемориальная коллекция имущества, - объяснил Дмитрий Ойнас. - В нашем городе в этот год открыли первое почтовое отделение, впервые выпустили паровоз легендарной серии О. Для Российской империи 1890-й был одним из самых спокойных, обыкновенных. Общество ждало перемен, но никаких потрясений еще не происходило. Очень хороший год, как нам кажется. А начался он для коломенцев с анекдота: 1 января в центре города нашли человека в костюме Нового года. Пьяного и полураздетого. На нем был деревянный ящик и праздничный колпак. Оказалось, местный сапожник отстал от своей веселой компании. Полицейские отогрели его и отправили восвояси, обрядив в тюремный картуз, чтобы не мерзла голова.
Для Дома это был яркий период, связанный с деятельностью Василия Суранова. Изначально они с братом Григорием перерабатывали говяжий жир - на свечи, в том числе дорогущие литые с пятью гранями, и мыло - в Коломне, кроме них, его никто не варил! Способ производства узнали у знаменитого француза Брокара, когда он только начинал работать в России. Потом за Василием, видимо, остался свечной заводик. Судя по документам, он располагался во дворе усадьбы.
- Мы выиграли грант Благотворительного фонда Владимира Потанина по программе "Музей без границ" на создание пространства "Свечной завод". Конкурс назывался "Индустриальный эксперимент". Готовится проектно-сметная документация на воссоздание корпуса, где будет мастерская по изготовлению стеариновых свечей и ряд других объектов, - добавила арт-директор кластера "Коломенский посад" Екатерина Ойнас.
Начав в 2009-м с музея пастилы, это творческое объединение поэтапно открыло еще четыре: "Калачную", "Арткоммуналку…", "Шелковую фабрику" и музей-навигатор, который помогает туристам составить оптимальный маршрут по городу с посещением разных объектов кластера. В управлении команды - два кафе, яблочно-книжный фестиваль и "Колхоз Достоевского" в Зарайском районе Подмосковья, где высаживают яблони раритетных сортов, упомянутых в литературе.
До начала "музейного бума" Коломну посещало около 30 тысяч туристов в год. Город был закрытым, и раскручивать его достопримечательности не имело смысла. Сейчас, по данным минкультуры Московской области, поток гостей достиг полутора миллионов - при населении в 160 тысяч.
- Около 20 лет назад я была в Коломне как сотрудник Института культурологии, в составе экспедиции. Краеведческий музей тогда находился в храме Архистратига Михаила, и в половине четвертого нас уже не впустили. Темнеет рано, зима… Смотрители сказали, что работают до полпятого и мы ничего не успеем посмотреть. Такой была музейная карта города, - вспоминает Наталья Никитина. - Потом краеведческий переехал на центральную улицу кремля, изменил график. Посещаемым объектом стала усадьба писателя Лажечникова. Помимо наших музеев, появились другие частные - сейчас их около 60. Разных по уровню. Но я за то, чтобы расцветали все цветы.