Но накануне первого сентября в роли министра Сергей Кравцов встретился с родителями школьников на традиционном Общероссийском родительском собрании. В актовом зале московской школы № 2107, что на улице Гиляровского, был аншлаг. Но не только Москва, а все регионы России смотрели онлайн-трансляцию.
Министр проводил собрание, а по сути урок, на котором он сам отвечал на вопросы и рассказывал о "выученном", вернее, о работе, проделанной к первому сентября.
И начал с главного: завершено формирование национальной российской системы школьного образования.
- Эта система основана на лучшем опыте советской школы, которая признана в мире одной из лучших и давала лучшее в мире образование, - отметил министр. - Наша национальная система образования вернет ту былую славу, которая была у советской школы.
Кравцов отметил, что уже сегодня Россия вошла в десятку лучших стран по качеству школьного образования в мире.
- И она станет лучшей в мире. Потому что самое главное для всех нас - это наши дети, - добавил министр.
Вот основные элементы новой системы: единые образовательные программы, система воспитания, единые учебники, права на которые принадлежат государству.
- В чем была сила советской школы? Да, были плюсы и минусы. Но главное - там была система, - обратился к родителям министр. - В школе должна быть система, порядок. Тогда будет результат. Для нас на первом месте содержание образования. База, на основе которой строится вся система школьного образования.
Министр напомнил: с 1 сентября во всех школах по шести предметам ученики начнут учиться по единым федеральным программам: литература, русский язык, география, обществознание, история, основы безопасности жизнедеятельности.
- По остальным предметам также утверждены программы образования с тем лишь отличием, что школы могут использовать, дополняя своими разработками, но не ниже уровня федеральной программы. Это ключевой принцип качественного образования. Программы разрабатывались лучшими методистами, образовательными институтами с участием лучших учителей, - уточнил Сергей Кравцов. - Это так называемый "золотой стандарт знаний".
Родители "ответ" министра выслушали и начали сыпать вопросами. Кстати, процентов 40 присланных к собранию вопросов - про ЕГЭ и ОГЭ. Причем в такой формулировке: "когда появятся простые экзамены".
- ЕГЭ - обычный письменный экзамен, который проверяет эрудицию, творческое мышление, знание предмета, - ответил на это Сергей Кравцов. - Когда есть единые программы, задания на основе этих программ, никаких проблем со сдачей экзамена быть не должно. Проверяем то, чему учат. Да, раньше были иногда проблемы, так как школы могли учить по разным программам. Была проблема - разные программы, а экзамен один. Сейчас, когда мы сделали единые программы, соотнесли их с экзаменами, все встало на места.
По словам министра, более 80 процентов родителей поддерживают "Разговоры о важном", которые проводятся в школах уже год по понедельникам. Более того, как выяснилось, некоторые родители хотят участвовать в подобных занятиях, например, рассказывать о своих профессиях.
А с этого учебного года подобные занятия начнутся и в колледжах.
Не отпускает родителей тема дистанционного обучения. Все еще ходят слухи о возможном тотальном дистанте.
- У нас нет дистанционного образования и быть не может, - в который раз заявил министр просвещения. - Не может дистанционно обучаться школьник: нет системы воспитания, общения с учителем и сверстниками. Так не получится никакого гармоничного развития. Знаю, что многие, кто перевел детей по разным причинам на семейное и дистанционное образование по своему желанию, сейчас стремятся вернуться в школы.
Но подчеркнул: отказываться от дистанционных технологий, которые дополняют традиционное обучение, не собираемся.
- Видео-конференц-связь, например, помогает сегодня общаться ребятам из разных школ и городов, учителя могут использовать методические материалы коллег, - прокомментировал министр. - Я очень хорошо помню, как и у меня в школе на уроках по физике в определенное время включали научно-популярные фильмы, которые шли по телевизору. Сейчас не нужно ждать эфира, можно включить электронную доску или проектор и показать те материалы, которые дополнят урок, сделают его более интересным.
Мама из Луганской Народной Республики подключилась онлайн и спросила, будут ли школьники региона обеспечены горячим питанием.
- Я посетил многие школы на освобожденных территориях и знаю, что там еще много работы предстоит, - поделился министр. - Но мы это преодолеем. Будут и новые столовые, и вопросы с водой решим. Все те программы, которые реализуются в Российской Федерации, конечно, доступны и в новых регионах, включая горячее питание для учеников начальной школы.
Сергей Кравцов рассказал также, что ждет школьников через год. А именно - как изменится предмет "Основы безопасности жизнедеятельности", который в будущем учебном году станет называться "Основы безопасности и защиты Родины".
- Этот год мы берем на то, чтобы доработать содержание на основе предмета "Основы безопасности жизнедеятельности", - уточнил министр. - Мы усилим в том числе и модуль начальной военной подготовки и сделаем это интересно, современно. Будем привлекать в том числе тех, кто возвращается со специальной военной операции.
По словам министра, особая роль в школе сейчас у предметов история, ОБЖ, обществознание.
- Информационная война и фейки, которые сегодня обрушились на нашу страну, прежде всего ставят под угрозу наших детей, - подчеркнул он. - Но благодаря и учителям, и родителям, директорам школ мы эту информационную войну выигрываем. Но понимаем, что должны быть готовы к новым инфоатакам. Это также отразится в предмете "Основы безопасности и защиты Родины".
Кравцов добавил также, что в следующем году будет представлен обновленный учебник по обществознанию.
Но не только о школе шла речь. Министр рассказал родителям, как сегодня готовят учителей в вузах. Оказывается, пока педвузы не перешли в ведение министерства просвещения, каждый готовил педагогов по своей программе. И при этом где-то давали 70 процентов практики, а где-то - всего десять.
- Практика для будущего учителя - очень важная история, знаю это по своему опыту, так как по специальности я учитель математики, - рассказал Сергей Кравцов. - На втором курсе ездил пионервожатым в лагерь, на четвертом была краткая практика в школе, а на пятом я уже вовсю работал, под руководством наставника. И к окончанию педвуза был совершенно готов полноценно работать в школе.
Сегодня в педвузах - единые программы подготовки учителей, чтобы вне зависимости от того, какой вуз заканчивает студент, он был готов работать по федеральным программам в любой школе. То же самое - в педколледжах, где готовят учителей начальных классов и воспитателей детских садов.
И, кстати, в этом году на педагогические специальности у абитуриентов высокий спрос: в педагогические вузы подано 385 тысяч заявлений - на 100 тысяч больше, чем в прошлом году. Это не остаточный принцип, как было когда-то. Это осознанный выбор. На некоторые специальности конкурс достигал 18 человек на место!
Вице-президент РАН, научный руководитель химического факультета МГУ академик Степан Калмыков о подготовке кадров: химии и физики в чистом виде не осталось, наука да и сама жизнь требуют широкого взгляда на мир.
Марина Теребихина, мама ученицы 7-го класса:
- Конечно, проблем в школе достаточно. На собрании мы говорили в том числе и о цифровых образовательных ресурсах, о том, как они помогают и дополняют традиционное очное образование. Но у меня это вызывает беспокойство. Ребенок, который сейчас идет в первый класс, должен иметь смартфон, гаджет. Потому что задают цифровые домашние задания, помимо письменных. У нас, например, всегда есть что-то, что нужно выполнить на компьютере. У многих родителей нет возможности быть дома, включить ноутбук, и ребенку приходится все это время находиться в смартфоне, делать "домашку" там. Согласитесь, это не очень здорово. Еще момент: сегодня многие школы отказываются от бумажных дневников - есть же электронные. А я считаю, что бумажный дневник очень дисциплинирует ребенка, учит его ответственности. Раньше в выходной день ребенок знал, что ему нужно заполнить свой первый в жизни документ, все оформить, написать расписание. В школе - записать домашнее задание. Сейчас это уже не обязательно, а жаль.
Общероссийское родительское собрание для министерства просвещения - возможность получать обратную связь, слышать мнение родителей, оценивать эффективность своей работы и напрямую доносить до них позицию ведомства. Собрание уже десятый год вместе с минпросвещения проводит Национальная родительская ассоциация.
- Важно формировать взаимное уважение родителя и учителя, умение сотрудничать во имя наших детей - основа успеха современной школы, - уверен ответственный секретарь Координационного совета ассоциации Алексей Гусев. - Но, конечно, здесь должен быть не только вклад родителей. Учителям тоже есть чему поучиться в общении с мамами и папами. Родительству стоит учиться и родительству стоит учить!