31.08.2023 17:53
Экономика

Столичная энергетика сократила выбросы парниковых газов на один миллион тонн в год

Текст:  Ирина Огилько
Московские энергетики без ущерба для потребителей сократили расход топлива, снизили выбросы парниковых газов и улучшили экологическую ситуацию в городе. Как удалось этого добиться, обсудили эксперты на сессии "Экономика и экология тепла для комфорта большого города" в рамках Урбанистического форума.
Читать на сайте RG.RU

Как напомнил собравшимся заместитель главного инженера ПАО "Московской объединенной энергетической компании" (МОЭК) Роман Марихбейн, обычно к энергетикам у москвичей есть всего два вопроса: когда включат или выключат отопление и почему нельзя летом обойтись без отключения горячего водоснабжения. Оба эти вопроса, как и ответы на него, связаны с тем, что в столице действует (так сложилось исторически) система централизованного теплоснабжения. То есть не каждый дом или район греет для себя воду. Обеспечивают теплом горожан 13 крупных ТЭЦ и большое количество мелких источников тепла. Производит тепло Мосэнерго, а доставляет его потребителям МОЭК. Поэтому почти одновременно (в течение 3-4 дней), происходит отключение подачи тепла во всех домах и так же централизованно ее включают. "В период отключения отопления мы готовим систему к новому сезону: испытываем теплосети, ремонтируем ненадежные участки. В сентябре, как только город даст отмашку включить тепло, батареи начнут теплеть, и отопление поступит во все 74 тысячи зданий, из которых жилых - больше 34 тысяч", - уточнил Роман Марихбейн.

Как отметили в компании, в 2013 году ПАО "МОЭК" вошел в отраслевой "Газпром энергохолдинг". Тогда же компания начала совместную программу с Мосэнерго по переключению нагрузок между источниками тепла. Основной задачей было оптимизировать систему "Мосэнерго - МОЭК" так, чтобы вывести из эксплуатации неэффективные котельные, переключив их нагрузку на ТЭЦ и повысить там выработку электроэнергии, где она производится в одном цикле с теплом. Тем самым достигалось снижение потребления топлива и сокращалась эмиссия вредных выбросов. Ведь, если вспомнить, столица тогда задыхалась от загрязненного воздуха: часами в пробках работали двигатели автомобилей, дымили промышленные предприятия…

Вопрос снижения вреда для экологии решили необычным способом: переключать нагрузки между источниками выработки тепла - ТЭЦ и котельными. С котельных, только греющих воду, часть нагрузки предложили отдать ТЭЦ, вырабатывающим и тепло, и электроэнергию в так называемом когенерационном режиме (энергетики называют его теплофикацией). Как вспоминает Евгений Гашо, доцент кафедры теплоэнергетических систем Московского энергетического института, тогда над предлагаемыми мерами и расчетами по снижению вредных выбросов в атмосферу скептики лишь смеялись. "Но, как показало время, результат превзошел смелые расчеты", - рассказывает Евгений Гашо. Удалось не только снизить затраты и сэкономить природное топливо, но и сократить нагрузку на окружающую среду.

По данным МОЭКа, ежегодно благодаря перенаправлению тепла сокращаются выбросы парниковых газов более чем на один миллион тонн. Этот объем сравним с выбросами, которые дают за этот же срок 20 тысяч городских дизельных автобусов! За 9 лет реализации программы уже удалось снизить выбросы на 8,4 миллиона тонн углекислого газа и 8 тысяч тонн оксидов азота.

По словам замруководителя департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Евгении Семутниковой, энергетики достигли высоких показателей. "Обратите внимание на снижение диоксида азота. Этот показатель значим в количестве в десятые и сотые доли от миллиграмма и для него 8 тысяч тонн - колоссальное достижение!", - говорит она.

Чтобы прийти к этим показателям, за почти 10 лет совместной работы с Мосэнерго, МОЭК вывел из системы 51 котельную. Их работу взяли на себя ТЭЦ. Оставшиеся в работе 183 котельных также временами отдают свою нагрузку ТЭЦ. Например, 14 крупных котельных в отопительный период полностью отдают свою работу ТЭЦ, и забирают обратно в межотопительный период. Другие частично переключаются при наступлении определенных условий, например, изменилась температура наружного воздуха.

"Вывод из эксплуатации котельных не только сказывается благоприятно на экологии, но и позволяет использовать освободившиеся площадки для развития города, - отмечает начальник управления по развитию систем теплоснабжения ПАО "МОЭК" Алексей Дыскин. - Ярким примером такого синергетического эффекта является открытие в центре Москвы на площадке ГЭС-2 современного городского пространства. При этом ее тепловые нагрузки были перераспределены на соседние ТЭЦ". Он добавляет, что в каждом конкретном случае перед принятием решения о переводе тепловой нагрузки на другой источник специалисты МОЭК проводят сложные многоитерационные гидравлические и балансовые расчеты. И только если перевод технически и экономически оправдан, его реализуют. Такая оптимизация выработки тепла позволила сэкономить за девять лет более 5,3 миллиона тонн условного топлива (ТУТ) в энергосистеме Москвы. Для сравнения - это годовое потребление газа такой страной, как ЮАР.

Как уточнил Алексей Дыскин, в минувшем году объем переключений составил 6,4 миллиона Гкал, что сравнимо с годовым потреблением города-миллионника. Как отмечают эксперты форума, основная цель сейчас - обеспечить сохранение объема переключаемой нагрузки. Полностью же от работы котельных отказаться Москве не удастся, поскольку технологически и экономически нецелесообразно.

Еще один важный экологический проект компании - перевод транспорта на чистое топливо - метан. Сейчас в ПАО "МОЭК" 12 спецмашин уже работают на газовом топливе. Эти автомобили энергетики применяют во время работ на теплосетях, для доставки специалистов и грузов, в других случаях. Как уверяют энергетики, объем выбросов вредных веществ от газомоторной техники в атмосферу по сравнению с дизельными двигателями до 10 раз меньше. Кроме того, это выгодно экономически: за счет полного сгорания природного газа срок службы двигателя автомобиля увеличивается в 1,5 раза. При этом стоимость одинакового пробега на газомоторном топливе - в 2 раза ниже. А для жителей - опять же экологический "плюс", ведь ремонтные бригады часто работают прямо во дворах - значит, под окнами не будут дымить дизельные "аварийки".

Экономика