Для Фонда Тимченко тема грядущего форума закономерна: вы целенаправленно занимаетесь именно малыми городами, даже селами - это отражено в ряде ваших программ. Возьмем ту же "Культурную мозаику". Почему сосредоточились именно на этих территориях?
Мария Морозова: Вы совершенно правы - мы всегда уделяли большое внимание регионам, а в 2022 году 72 процента поддержанных Фондом проектов были реализованы именно в малых городах и селах. Я всегда особенно подчеркиваю - и сельской местностью мы тоже занимаемся. В прошлом году Фонд представил новую стратегию на ближайшее десятилетие, которая направлена на работу с местными сообществами на малых территориях. Если кратко, наша цель - повысить активность, готовность к объединению и самоорганизации людей на малых территориях для создания там поддерживающей и развивающей среды.
Почему мы уверены, что это актуально? Во-первых, малые территории составляют существенную часть нашей страны: только в городах и селах с населением менее 50 тысяч человек проживает почти половина россиян - по последним данным, около 42 процентов. И с одной стороны, они обладают уникальными ресурсами - культурными, историческими, природными и, конечно, человеческими. Все это - существенный потенциал для развития. С другой стороны, из-за существующих барьеров и дефицитов этот потенциал зачастую остается нереализованным.
Проблемы очевидны - это дефицит социальной, образовательной, культурной, транспортной инфраструктуры, специалистов, комфортной среды. В связи со всем этим происходит отток жителей, в том числе - наиболее активных, молодых. Да и при государственном планировании, к сожалению, приоритет все-таки отдается крупным агломерациям, а малые территории финансируются по остаточному принципу.
А преимущества у малых городов есть?
Мария Морозова: Конечно. Например, относительно небольшие расстояния, что приводит к гораздо более быстрому формированию местных сообществ. Люди лучше знают друг друга, больше доверяют друг другу, им сложнее оставаться равнодушным. Чужой беды и чужих проблем здесь меньше, чем в больших городах.
Кроме того, в последнее время наблюдается рост интереса людей к местной идентичности, к истории своей территории - мы очень четко это увидели на примере уже упомянутого вами проекта "Культурная мозаика", который призван поддержать начинания малых территорий средствами культуры. Я могу точно вам сказать, что у самых успешных выпускников, как мы их называем, "Культурной мозаики", получилось создать бренды своих малых территорий - это и село Лох в Саратовской области, и малый город Тотьма в Вологодской области, и город Тулун в Иркутской области. Можно перечислять долго, но это как раз тот случай, когда потенциал превращается в реальное развитие.
Еще один немаловажный аспект - на малых территориях легче проявить себя, потому что там меньше конкуренция, особенно творческая, и больше возможностей для реализации. Очень многие творческие ниши - назовем их так - не заняты, аудитория не так избалована. Наоборот, благодарна за любое внимание. Причем мы видим, что реализуются в глубинке не только местные таланты, но и люди, которые приезжают из мегаполисов. Именно там, как ни удивительно, они по-настоящему находят себя.
"Театры малых и средних городов России" - образовательная площадка. Насколько образовательный аспект важен сегодня для развития и сохранения таких территорий?
Мария Морозова: Для Фонда Тимченко это важный вопрос, поскольку весь наш опыт говорит о том, что помимо финансовой поддержки людям необходимо дать возможность учиться. Кстати, в нашей обновленной стратегии мы выделили в отдельное направление обучение востребованных специалистов для малых территорий. В той же "Культурной мозаике" обучение тоже встроено в весь процесс, и очень часто выпускники говорят, что когда они только начинали проекты, им казалось, главное - выиграть грант. Но чем больше мы работали с ними, тем больше пользы они начинали видеть именно от обучения. Если задуматься, деньги-то потратятся, а вот знания и опыт никуда не денутся, их можно только преумножать. И что еще очень важно - ими делиться.
Как культура может способствовать развитию малых городов? Мы привыкли говорить об этом с экономической точки зрения - нет производств, нет рабочих мест, нет зарплат... А если есть культура? Хороший, а, может быть, даже известный театр, например?
Мария Морозова: Именно для малых территорий, где нет существенной промышленности, бизнеса, устойчивого источника экономического дохода, культура очень часто становится драйвером развития. И это не пустые слова - мы изучали европейский опыт, например, регионов во Франции и Великобритании, которые тоже были когда-то успешными центрами промышленности, а теперь она там полностью разрушена. Да, через депрессию, спад, глубокое разочарование местные жители именно в культуре постепенно находили ресурс для объединения, для создания инновационной творческой среды, для возможности под другим углом посмотреть на собственную историю, наследие, традиции. И, на самом деле, это влияет на многие вещи помимо экономики, есть прекрасные примеры. Так, во французском городе Ланс был открыт филиал Лувра. Проект очень бережно и деликатно вписан в местный пейзаж и местное сообщество и превратился в итоге в центр притяжения. Да, экономический эффект здесь очевиден, но это еще и серьезно изменило отношение людей к месту, где они живут.
А в бывших шахтерских районах Великобритании, к примеру, боль за крушение отрасли удалось трансформировать в огромный интерес к ее истории - там проходят праздники, посвященные прошлому этих городов, собирают и фольклор, и исторические фотографии, создают музеи. Это потрясающий процесс, который объединяет, формирует межпоколенческие связи. В наших проектах мы видим то же самое.
Фонд уже многие годы поддерживает культурные проекты. А чем для вас ценна дружба с "Золотой Маской"?
Мария Морозова: С "Золотой Маской" мы дружим с 2014 года. Региональное направление премии и фестиваля с каждым годом усиливается, и мы очень этому рады. Изначально для Фонда были важны два вектора поддержки: первое - чтобы театры малых городов могли приезжать в Москву и показывать свои спектакли столичной публике; второе - помощь в организации гастролей "Золотой Маски" в регионы, чтобы в провинции тоже могли видеть постановки прославленных театров.
Честно вам скажу, когда мы только начинали сотрудничество, я даже не предполагала, что театры из малых городов могут предлагать спектакли высочайшего уровня. Но что еще очень важно - они не просто ставят хорошие спектакли, они, помимо своей профессиональной деятельности, очень много делают для тех, кто живет рядом с ними. Например, театр "Поиск" из Лесосибирска Красноярского края создает творческие проекты для молодежи, постановки для детей с ограниченными возможностями здоровья. Знаменитый сегодня театр "Грань" из Новокуйбышевска Самарской области начинал как драмкружок на чердаке Дома Культуры, теперь это профессиональная труппа, которая ставит лучшую отечественную и зарубежную драматургию. Сегодня они проводят фестиваль "ПоМост", собирающий в афише лучшие сценические работы провинциальных трупп.
Кстати, именно "Грань" стал первым театром из малого города, чей спектакль я увидела. Мне тогда стало по-настоящему стыдно, я ведь раньше думала: ну как можно ожидать здесь того же, что в Москве или Петербурге? А сейчас, скажу вам по секрету, спектакли театров малых городов зачастую нравятся мне намного больше, чем столичные!
У нас, кстати, и в "Культурной мозаике" есть замечательные примеры, когда театр меняет людей вокруг себя. Не просто людей - среду.
То есть становится своеобразной терапией для целого города?
Мария Морозова: Да. Есть такая станица Родниковская в Краснодарском крае - всего восемь тысяч жителей, так вот там существует "Театр для своих". С чего все началось? В кабинет руководителя Дома культуры забрался местный подросток, хулиган. Зачем он забрался, не так важно, а важно то, что кричать на него, принимать какие-то меры не стали - а предложили посмотреть этот самый ДК. И когда мальчишка увидел сцену, говорит: "Я бы хотел на ней выступать". Так появилась сначала идея, потом проект, а теперь уже театр, где ребята сами пишут пьесы, сами играют. В основном, это трудные подростки, но уже через год их всех с учета сняли. За подростками туда потянулись пожилые люди, потом стали сотрудничать с местным отделением слепых - сейчас в станице есть и свой хор для незрячих и слабовидящих людей. Это все к вопросу, какую роль культура может играть в небольшом городе. И мы будем продолжать эту работу - и в рамках своей деятельности, и в рамках партнерских направлений, таких, как с "Золотой Маской".