Александр Ходаковский, замначальника Главного управления Росгвардии по ДНР (Telegram-канал):
- Противник очень опасается наших действий на альтернативных направлениях. Это мешает ему сосредоточить усилия по тем векторам, по которым он изначально рассчитывал добиться громкого успеха, но в результате завяз. Его опасения настолько серьезны, что он вынужден перебрасывать ресурсы с Запорожского направления под Днепропетровск, ослабляя и так ослабленную тяжелыми боями группировку. Как следствие, даже если удается местами достичь тактического успеха, развивать его нет возможности, и противник оттягивается назад, боясь окружения.
В военной среде противника упорно ходят слухи о двухсоттысячной группировке наших войск, которая готова к применению. Но точного направления будущего удара противник пока просчитать не может и поэтому испытывает повышенную нервозность.
Когда ресурса мало, мы растянуты по длинной дуге и испытываем затруднения с переброской резервов по большой окружности. Поэтому противник так стремится усложнить и без того сложную ситуацию, перерезав нам транспортную артерию, сам при этом имея возможность по короткому плечу маневрировать войсками внутри подконтрольной территории. Но когда ресурс накапливается за пределами контура, то большая протяженность линии соприкосновения позволяет применить этот ресурс практически с любой стороны света. Это заставляет противника вертеться и размазывать силы. Как наш ресурс покажет себя в деле - это главный вопрос. Но для противника уже сам факт его наличия - это большая головная боль.
Левон Арзанов, член президиума Общероссийской организации "Офицеры России", полковник (комментарий для "РГ"):
- Резерв - понятие достаточно сложное. Если мы говорим о мобилизационном резерве, то это сколько страна, грубо говоря, может поставить в строй. В России мобрезерв первой категории - это граждане, прошедшие военную службу, имеющие боевой опыт или воинскую специальность. Таких у нас около 20 миллионов человек. Если брать общий мобилизационный резерв - это около 60 миллионов человек. Если взять Украину, то у них всего 10 миллионов человек. То есть мы в 6 раз превосходим их просто в силу людского ресурса.
Есть еще такое понятие - стратегический резерв. Это подготовленные воинские части, которые уже сформированы. Они находятся в резерве и готовы выполнить приказы командования.
Численность стратегического резерва никто точно не назовет. Она засекречена, что логично в условиях ведения боевых действий. Но известно, что она постоянно увеличивается. Я думаю, что около полумиллиона человек в нашем стратегическом резерве уже накоплено.
Например, группировка, которая находится в Беларуси. Ее оценивают в 200-300 тысяч человек. Зачем она там находится - совершенно понятно. Чтобы способствовать обороне Беларуси в случае, допустим, нападения Польши, чего сейчас уже нельзя исключить.
В то же время эта группировка может быть использована для развития нашего наступления. Ведь после успешных оборонительных действий, которые 3 месяца демонстрируют наши войска, логично ожидать развития успеха. И вот в случае нанесения контрудара для прорыва линии обороны противника как раз может понадобиться стратегический резерв нашего командования.
Возможно, после этого будут предприняты наступательные действия. Не исключено выдвижение в сторону Киева. Наверняка есть подобные стратегические планы. И стратегический резерв опять же тогда понадобится.
Немаловажно, что под этот резерв у нас достаточно техники и вооружений. У нас есть стрелковое оружие, чтобы всех этих людей вооружить. И техника сейчас снимается с хранения, отправляется на заводы, ремонтируется. По мере формирования новых частей их оснащают необходимым числом техники. Да, это не новые образцы, в большинстве своем - советская техника. Но ее приводят в рабочее состояние и отправляют в свежесформированные части.
Евгений Тишковец, военный метеоролог (Telegram-канал):
- Осенью контрнаступление ВСУ захлебнется естественным образом, в том числе благодаря климатическому фактору. Трудности с передвижением гусеничной и колесной бронетехники возникнут из-за водных препятствий и дождей. Реки будут разливаться, а пониженные участки рельефа - затопляться. Во второй половине октября закончится вегетация, и так называемая "зеленка" в виде кустарников, лесополос вдоль дорог и лесных массивов начнет сбрасывать листву и полностью опадет к середине ноября, обнуляя маскирующие свойства.