Зачем создавать электронную библиотеку советских и дореволюционных учебников? Кто должен быть наставником? Как понять, что ребенок готов к школе? На вопросы "Российской газеты" отвечает президент Российской академии образования Ольга Васильева.
Ольга Юрьевна, зачем сегодняшним школьникам и учителям советские учебники?
Ольга Васильева: Хотим, чтобы у учителя, родителя и школьника был максимальный выбор положительно зарекомендовавших себя методик для пояснения, усвоения, закрепления той или иной темы или раздела, которые дети проходят в школе. Знаю точно: сегодня многим мамам и папам бывает сложно что-то объяснить ребенку дома, используя современные учебники. Просто потому, что мы-то учились по-другому.
Советской педагогикой накоплен огромный опыт создания учебников: от подачи материала, включая методики раскрытия темы, различные задачи и упражнения, до определенного набора текста, шрифта и даже расположения иллюстраций.
В электронной библиотеке - лучшие учебники прошлого, прежде всего советского периода, и методические материалы к ним. Любой учитель, ученик да и вообще любой человек, кому это интересно, может зайти на сайт ИЦ РАО "Библиотека им. К.Д. Ушинского", найти там раздел "Электронная библиотека отечественных учебников", выбрать интересующий его предмет или учебную тему.
Кстати, наша библиотека Ушинского - крупнейшая педагогическая библиотека в Европе, ведущая свою историю с 1925 года. Здесь около 1,7 миллиона изданий, среди которых литература по педагогике, психологии, дефектологии, - словом, весь спектр наук об образовании на 39 языках мира, включая собрание редких книг XVI-XVII веков.
Какие учебники получили цифровых двойников первыми?
Ольга Васильева: Например, знаменитая геометрия Киселева, лучше которой никто ничего не придумал. В нашей коллекции доступно издание, которое использовалось в советской школе в течение 30 лет. У него множество переизданий, как, кстати, и у физики Перышкина - она тоже представлена. По ним можно учиться - это мое мнение. В основной школе точно, потому что это все же база. В 10-11-м классе ребята должны изучать уже современные аспекты, открытия - здесь уже нужен другой подход.
В доступе уже и "Родное слово" Ушинского для первых двух лет обучения. Красивейший язык, иллюстрации! Арифметика Березанской 1935 года - одна из лучших арифметик. Учебники естествознания и ботаники Тетюрёва, физика Краевича - это вообще XIX век, 1869 год. Классический учебник по литературе Флоринского 1955 года, общая история Иловайского 1906 года. Всего 30 учебников и 7 методических пособий. И будет еще - работа предстоит большая.
А что нам вообще сегодня нужно из советского педагогического опыта?
Ольга Васильева: Вся история идет по спирали. И мы свидетели. Трудовое воспитание вновь становится неотъемлемой частью школьной программы. Так, как это было в советское время. Человек просто должен уметь трудиться. Никогда не забуду случай, произошедший в одной из моих поездок по стране. Обычная региональная школа. Родительское собрание. Одна мама мне говорит с дрожью на губах: "Моего сына в четвертом классе учительница попросила стереть тряпкой с доски мел. Но это же рабский детский труд!" Я округлила глаза: "А дома он помогает вам?" В ответ - большая пауза.
Еще всегда вспоминаю "Сад Матери" - 31 яблоня, которую посадили ученики выдающегося педагога, члена-корреспондента Академии педагогических наук СССР Василия Александровича Сухомлинского: дети сами выращивали саженцы, сажали в землю, ухаживали... А первый урожай дарили мамам. Это все об уважении к труду и участии в нем, о воспитании человеческой личности. Вот лишь несколько слов самого Сухомлинского: "Дождаться первых плодов от яблони ... понести матери - это не просто трудовые процессы... Это ступеньки нравственного развития, поднимаясь по которым, дети переживают красоту того, что они делают".
В РАО подготовили концепцию наставничества. Что основное?
Ольга Васильева: Наставничество - древнейший способ передачи опыта, как практического, так и нравственного. Это, конечно, не обучение в чистом виде, но и не только передача навыков, а более глубокий, сложный процесс общения опытного человека и человека "растущего". Но сегодня наставник вполне может быть моложе подопечного. Примета времени.
Мы обозначили единые для всех сфер деятельности принципы наставнической деятельности: уважение к личности, уважение к труду, позитивные отношения в коллективе и т.д.
Какие задачи решает наставник? Помогает найти и заполнить "пробелы", создает положительный фон для самосовершенствования, дает советы и, передает опыт.
Наставник - призвание или профессия? Каждый ли может быть наставником?
Ольга Васильева: Разве возможна профессия без призвания? Призвание - это какое-то внутреннее расположение, склонность к чему-то. И поэтому мне кажется, что наставничество все-таки дано не всем. Должен быть внутренний посыл - кроме профессионального. Да, вы должны быть профессионалом, безусловно, но вы должны еще и стремиться этим поделиться, уметь и хотеть общаться с человеком, осознавать: "хочу, умею, это нужно другим".
Кстати, ученые РАО выяснили: большинство педагогов страны в той или иной мере участвуют в наставнической деятельности. Но также многие отметили, что им нужно повышение квалификации.
- "Родное слово" К.Д. Ушинского (1-й и 2-й год обучения) (1904, 1909);
- учебники русского языка для начальной школы М.Л. Закожурниковой (80-е годы);
- учебники алгебры А.Н. Колмогорова, арифметики Е.С. Березанской (1935), геометрии А.П. Киселева (60-е гг.);
- учебники естествознания для начальной школы и ботаники В.А. Тетюрёва; - учебники физики К.Д. Краевича (1869), А.В. Пёрышкина (1953);
- учебники географии Н.Н. Баранского (1934), Я.П. Кузнецова (1852);
- учебники литературы В.Я. Стоюнина (1869), В.М. Флоринского (1955);
- учебники истории Д.И. Иловайского (1906), А.В. Мишулина (История древнего мира, 1847).
Как понять, что ребенку пора в школу?
Ольга Васильева: Сразу вспомню нашего выдающегося ученого-педагога, академика АПН СССР Александра Владимировича Запорожца, который считал, что одно из величайших достижений цивилизации - это продление детства. И поэтому был против раннего начала учебы. Если мы в шесть лет отдаем ребенка в школу, то отбираем у него часть детства. Для того чтобы маленький человек был готов учиться в школе, должны сойтись два фактора - физиологическая готовность к этой школе и психологическая. И здесь любой психолог расскажет вам много интересных вещей. О том, что с началом школьного этапа очень резко возрастают нагрузки, появляется система, четкий график и режим. В школе нужно уметь слушать и слышать взрослых. Готов ли малыш ко всему этому?
Словом, прежде чем яблоко упадет, оно должно созреть. Мне кажется, что к школе более готовы те, кто до этого уже побывал в детском саду. Где тоже есть свой режим и правила. Домашним деткам чуть сложнее.