Максим Масленников скромный человек. Работает в "Мосгазе". А тут его пригласили в программу российского телевидения "Удивительные люди". Удивительный он тем, что своей работой покоряет всех своих коллег. Ну, просто профи.
- Как вы попали в программу?
- Сам не знаю. Просто в интернете набрали "лучший сварщик" и выбрали.
- А вы лучший?
- Не знаю. Сами назвали.
Максим скромный. Он не рассказывает о себе. Вытаскиваю из него подробности. Он родился в Саратове. Дедушка был сварщиком-газорезчиком. 40 лет проработал и передал профессию внуку.
- В 13 лет он мне дал кислородный резак, - рассказывает мне Максим. - Я почувствовал металл. И все стало понятно. Я потом пошел учиться в техникум. Заочно закончил Саратовский университет имени Гагарина. А теперь я начальник участка.
Мне показалось, что начальником его сделало выступление в программе телеканала "Россия" "Удивительные люди". И правда, Максим удивительный профессионал. Ему дали задание: надо было пропилить трехмиллиметровый слой металла, а потом вслепую прорезать проволоку над горящей лампочкой. Максим работает в "Мосгазе". Там такие штуки не делают. Но профи есть профи. За 3 минуты и 20 секунд он все сделал. Три разреза. Молоток! Там жюри просто невероятно... удивилось. А Максим только улыбался. Да что там. Раз - и готово.
"Мосгаз" - контора серьезная. Тут работают только профи. Берут процентов пять от соискателей должности сварщика. После своего триумфа на программе "Удивительные люди" Максима Масленникова назначили начальником участка. У него теперь 13 сварщиков в подчинении и еще 5 специалистов по сварке полимеров. А что? Достоин.
Сидим с ним на участке. Беседуем. А тут девушка заходит. Светлана Торопыгина. Занимается аргоново-дуговой сваркой. Симпатичная такая. Вот это да! Не думал, что это женская профессия. Иногда в свободное время варит всякие интересные штуки. Из того, что под руку попадется. В ход идут подшипники, болты, арматура.
Я говорю Максиму:
- Давай поварим.
- Да легко!
Пошли в специальное помещение, похожее на операционную. Там вытяжка и готовый к "операции" свет. Максим сосредоточен. Берет в руки инструмент. Подключает массу. Закрепляет электрод. Несколько ударов по металлу, и начинается сварка.
- Глаза береги! - кричит Максим.
Я и так берегу. Щурюсь, но сварка - дело опасное. У шахтеров профессиональное заболевание - силикоз. Это угольная пыль забивает легкие. У сварщиков кроме силикоза еще и заболевание глаз. И еще, конечно, заболевания позвоночника. Приходится часами стоять согнувшись на ветру. Кстати, бытует мнение, что сварщики злоупотребляют алкоголем. Это раньше. Сейчас пришло новое поколение. Максим совсем не пьет. Из принципа. Я его уважаю.
Начальник сказал, если корреспондент станет варить, то дайте ему самую последнюю модель маски. Я так думал: ребята ездят на работу на мотоциклах. Лежат на столах мотошлемы. А это специальные маски для сварки. Сам удивился.
Максим взял электрод и начал варить. Что я скажу? Ничего я в этом не понимаю. Потом он мне показывал образцы сварки. Оказывается есть не только электродная сварка, но и сварка в инертном газе. Это, как правило, или углекислота, или аргон. Потом газосварка.
В Европе сварщику, когда берут на работу, предлагают сварить две пластины, тавро и трубу. У нас требования пожестче. Надо сварить трубу под углом в 45 градусов. Это на вид работа простая. А на самом деле не всякий и справится.
Однажды Максима подняли с постели и ночью отвезли в Бутово. Там авария была. Только Максим мог справиться. И он все сделал.
Максим варит - искры летят. Я специально попросил его поработать на камеру. Он долго сопротивлялся:
- Да кто я такой? Обычный сварщик...
Коллега его Константин Константинов, пока Максим выступает по телевидению, с командой занял первое место в Шанхае. По сварке. Это дорогого стоит. Первое место в мире! Хозяева чемпионата рты пораскрывали. Наша команда вот уже второй год чемпионы мира. "Мосгаз" рулит!
Тут я не удержался. А давай, говорю, поварю. Максим сказал:
- Надо все предусмотреть. Дело серьезное. Надень защитный костюм. И маску.
Костюм был из войлока. Снаружи обычный, как у рабочих. А внутри защита, лучше чем у ликвидаторов АЭС. Напялил на себя эту сбрую. А потом маску.
Потом я узнал, что маска стоит 200 тысяч рублей. Потому что имеет противогаз. И специальные очки. Как только идет искра, тут же от батареек включается затемнение. Хамелеон.
Ну, понятно, что Максим варил как всегда - с задором и искрой. Но и мне хотелось поварить. Упросил я его. Уступил мне место. И свой шлем. Удивительный гаджет. Только я прикоснулся к железке электродом, как мой шлем сразу стал темным. Варил я с опаской: вдруг током ударит? А потом я вошел в раж. Это так замечательно, власть над металлом! Максим сказал: если тебя с газеты попрут, приходи в "Мосгаз", научу.