- Флагманские центры - новый этап развития московского здравоохранения, - рассказывает главврач больницы, доктор медицинских наук Валерий Вечорко. - С их открытием оказание экстренной помощи выходит на принципиально новый уровень. Пока пациента везут в центр, врачи скорой заполняют все данные, которые появляются в системе цифрового госпиталя. Цветом обозначается степень тяжести состояния пациента. Все, кто обозначен красным, напрямую попадают в противошоковое отделение, весь путь занимает меньше минуты. Остальные - в так называемую триажную зону. Далее, ориентируясь по цветовой разметке, пациент переводится в смотровую желтого потока. В нашем центре - 9 операционных, 6 из них - в составе оперблока: например, нейрохирургическая и травматологическая. Количество пациентов, которым оказывается скорая помощь, - до 200 в день. При необходимости готовы принимать больше.
- Мы - часть большого, только что начатого проекта. Это открытые экскурсии в новые медучреждения Москвы. В два первых выходных сентября к нам мог прийти любой немедик и вместе с врачами пройти маршрутом оказания экстренной помощи, - поясняет заместитель главврача Олег Аверков. - Вот машина скорой заезжает в теплый тамбур. Вот больного доставляют в приемное отделение, где распределять поток помогают цифровые алгоритмы. Вот проводят первичную диагностику - сразу у кровати пациента, ходить по кабинетам не нужно.
Мы - сотрудники "РГ" - были в Центре 1 сентября. День знаний, последний по-настоящему теплый день: +27 [0]С, к тому же пятница - народ рванул на природу. Но все, что связано со здоровьем, всегда актуально. Тем более когда сам Центр приглашает, не требуя соблюдения особых формальностей: приходите, смотрите, спрашивайте. Более того, свидетельствую: дотошность поощряется. Все здесь - от главврача Вечорко до молоденькой медсестры Насти Иванцовой - отвечали на любой вопрос. Отвечали подробно, с готовностью демонстрировать "вещественные доказательства". А они, без преувеличения, - уникальные. Некоторые виды оборудования пока есть только здесь.
Недаром же новый центр именуется флагманом. Как бы такой же, как все, но лучше, важнее. Усовершенствованный. Часть характеристик - круче, чем у других, либо вообще уникальны.
Всего в Москве таких центров будет шесть. Два уже действуют: в НИИ скорой помощи им. Склифосовского и в больнице им. Вересаева. Филатовский - третий. В ходе экскурсии можно узнать, как устроен центр. И даже подняться на крышу, где базируется вертолет санавиации.
Оказание медпомощи здесь проходит максимально оперативно и с применением современных технологий. Направляемся в противошоковое отделение. Гид - точнее, завотделением Дмитрий Бугаенко - с ходу заявляет:
- Аппараты у нас передвижные. Все это в течение минуты может быть направлено к пациенту, чтобы провести диагностику. Лабораторные исследования также осуществляются у койки пациента. Наша задача - стабилизировать его состояние. Если это удалось и хирургического вмешательства не требуется, человека отправляют в палату в главный корпус. Но нередко возникает необходимость направления в гибридную операционную, где врачи разных специальностей могут совместно участвовать в операции. В том числе с помощью телемедицины.
Флагманский центр экстренной помощи при ГКБ №15 имени О.М. ФилатоваИдем в гибридную операционную. Гибридные операции - это когда во время одного хирургического вмешательства проводится не одна, а две операции - заявили о себе сравнительно недавно. Необходимость в них немалая. Проведение их требует высочайшего мастерства врачей. Но и еще одно важное условие: оборудование, оснащение. Мне не раз доводилось быть свидетелем таких операций. Поверьте, это нечто фантастическое! Самый простой пример. Требуется "исправить" сосуды. А у пациента еще проблемы с суставом. Согласитесь, одна операция предпочтительнее двух. И не только потому, что один общий наркоз вместо двух. А тут еще телемедицина.
Экскурсантов подобное приобщение к тайнам мира спасения впечатляет. Но так ли оно необходимо в наше цифровое время? Да еще в совокупности с искусственным интеллектом? Меньше знаешь - лучше спишь? Или: осведомлен - значит предупрежден? Однозначных ответов на эти вопросы нет. Но может, они и не нужны?
Заходим в палату. Кровати здесь просто "умные": все можно двигать, менять, делать удобным. Удивило: на каждой - изящно упакованный набор гигиенических принадлежностей. Как в отеле: и зубная щетка, и зубная паста. В красивом пакете - пижама. Но выражать восторг не торопимся: сильна в нас тяга к негативу. А сколько человек в палате? Палаты тут разные. При необходимости предусмотрены шторки, которые изолируют одного пациента от других. Но все-таки, все-таки... Мы же так ратуем за отдельные для каждого. Хотя... Доказано: часто, когда особенно тяжко и некому "поплакаться в жилетку", становится так тоскливо, так невыносимо. И потому... Палаты разные нужны.
Еще есть холлы с новыми диванами, большими телеэкранами, зарядными устройствами. Но дотошные посетители замечают: экран с дивана плохо виден. Наш гид просто показывает, как можно запросто пересесть. Ясно, что это уже из разряда придирок. Что увиденное здесь такого высочайшего уровня, такой заботы о нас, грешных... Право же, уместно снять шляпу и поклониться тем, кто причастен к созданию такого центра.
Флагманский центр экстренной помощи при ГКБ №15 имени О.М. Филатова