Эту разметку начали наносить на скоростных, в том числе платных, магистралях. Специальные символы в виде стрелочек или галочек, или шевронов, уже появились на ЦКАД, М-4 "Дон" в Липецкой, Воронежской и Ростовской областях. Также в эксперименте задействованы два участка М-11 "Нева" в Тверской и Ленинградской областях.
Появится она и на М-12 "Восток", которая строится от Москвы до Казани и далее.
Итак, что это за разметка, зачем она нужна, и чем грозит нарушение ее требований обычному водителю?
В Правилах дорожного движения прописано, что водитель должен соблюдать такую дистанцию, которая позволит избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
Сразу оговоримся, что нигде не прописаны сами линии новой разметки. Это просто эксперимент, правда на живых водителях. И появление такой разметки сразу стало поводом для обсуждения возможности вынесения автоматических штрафов водителям за несоблюдение дистанции.
На самом деле, не все так просто. Как сообщил представитель госкомпании "Автодор", вопрос вообще-то заключается в том, чтобы объяснить водителям принцип оценки дистанции перед впереди едущим транспортным средством. В среднем считается, что безопасная дистанция - это скорость, поделенная на два, и - в метрах. Например, при скорости 60 км/ч автомобилист должен держать дистанцию не менее 30 метров. По этому принципу и нанесена новая разметка на скоростных дорогах. Там, где максимальная разрешенная скорость составляет 110 км/ч, шевроны нарисуют каждые 55 метров, а там, где ограничение 130 км/ч, - через 65 метров. На глаз водителю трудно прикинуть нужное расстояние - в этом-то и помогут галочки. Плюс они лишний раз напомнят о необходимости контролировать дистанцию.
Для информирования автомобилистов о том, что они въезжают на участок с разметкой для соблюдения дистанции, установят соответствующие дорожные знаки.
Новая разметка должна помочь снизить аварийность. Применение экспериментальной разметки согласовано с Госавтоинспекцией МВД России, по итогам анализа аварийности в местах проведения эксперимента. Но такая практика может быть распространена и на другие участки дорог госкомпании "Автодор".
Однако появившиеся в СМИ сообщения о том, что в ближайшем будущем за несоблюдение дистанции начнут взимать штрафы, - это не более чем слухи. Во-первых, у нас Правилами не установлена конкретная дистанция в метрах. То есть непонятно, кого и за что привлекать. И, надо сказать, что в Германии это работает. И именно на скоростных участках. Там такие шевроны на дорогах нанесены перед съездами с магистралей. И там же установлены камеры. Два шеврона между двумя машинами - и штрафа не будет.
Однако у них четко прописана безопасная дистанция. У нас - нет.
Кроме того, не совсем понятно, почему у нас шевроны наносятся в крайней левой полосе. Если бы в правой - было бы понятно. А в левой зачем? Если по правой полосе двигается кто-то со скоростью 60 км/ч, его можно обогнать по левой. А если по левой полосе едет машина со скоростью 60 км/ч при разрешенной 130? Следующий за ним также должен выдерживать дистанцию в 65 метров?
В общем, если вводить штрафы за такое нарушение, нужно четко прописывать условия соблюдения Правил. И, возможно, вводить новое наказание. А именно за движение по левой полосе со скоростью ниже, чем предусмотрено Правилами. Кстати, такую норму давно пора было бы ввести. Поскольку подобные водители создают реальную угрозу на дорогах.