Заседание прошло в приграничном регионе неспроста - подобное уже стало хорошей традицией: до этого дважды союзные депутаты проводили свои встречи в Брянске и Витебске. К тому же одним из вопросов повестки было обсуждение механизмов активизации межрегионального и приграничного сотрудничества в рамках Союзного государства, в частности возможности субсидирования транспортных перевозок в приграничных регионах из союзного бюджета.
"Должна быть интеграция. Мы говорим о формировании единого правового пространства, но без создания единой транспортной инфраструктуры, без запуска авиасообщения, железнодорожного сообщения достичь цели невозможно", - уточнил Вячеслав Володин. По его словам, этот вопрос депутаты должны взять на парламентский контроль, сделав все для его решения.
Ключевым же вопросом повестки стал "правительственный час", в ходе которого министры доложили о создании единых социальных стандартов для граждан двух стран. Также подробно был обсужден ход подготовки проекта бюджета Союзного государства на будущий год.
Что касается "правительственного часа", то это своего рода ноу-хау: всего три месяца назад были приняты поправки в Регламент Парламентского Собрания, в соответствии с которыми союзные депутаты получили возможность приглашать к себе на разговор министров. И вот, получается, сразу этим воспользовались.
В Беларуси и России во многом сблизили подходы и продолжат гармонизировать законодательство в социально-трудовой сфере, однако речь не идет о полной идентичности. Таким стал основной посыл выступления министра труда и социальной защиты Беларуси Ирины Костевич. "Но принципиальным является обеспечение равных прав граждан Беларуси и России, и в этом отношении у нас уже действительно много сделано", - сказала она. По словам министра, основные правовые документы, которые регулируют вопросы в сфере трудовых отношений и охраны труда, выстроены на схожих подходах, однако имеются отличия, в частности по регулированию рабочего времени, сверхурочной работы. "Вместе с тем при подготовке изменений в Трудовой кодекс Беларуси нами использован опыт России и определены нормы, направленные на гармонизацию трудового законодательства", - отметила министр. В частности, с учетом российского опыта в кодекс включены положения о гарантиях работникам при прохождении диспансеризации, касающиеся усовершенствования норм дистанционной работы. Новые нормы вступают в силу с 1 января 2024 года.
Ее российский коллега Антон Котяков, в свою очередь, подчеркнул, что на сегодняшний момент приоритетом для России и Беларуси является снижение уровня бедности.
- В Беларуси, в отличие от России, используют методы поддержки для отдельных категорий граждан более избирательно, - уточнил министр. - Общим решением развития политики по борьбе с бедностью являются адресные пособия и выплаты. В России - акцент на комплексной адресной поддержке нуждающихся граждан. Работа по снижению уровня малообеспеченных граждан должна быть акцентирована на адресности.
Министр подчеркнул, что сейчас граждане Беларуси и России имеют равные права в оплате труда. Схожи в целом сферы социального обслуживания, однако есть и различия. Например, в Беларуси и России действуют разные механизмы оценки нуждаемости в социальном обслуживании. Кроме того, в Беларуси нет реестра поставщиков социальных услуг. В целом есть над чем еще работать.
О том, как идет работа над проектом бюджета Союзного государства на 2024 год, подробно доложил Госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев. Он отметил, что благодаря участию союзных депутатов принципиально изменен порядок и сроки разработки программ и проектов Союзного государства. В результате на их рассмотрение, разработку и утверждение требуется теперь не три-четыре года, а максимум один.
Кроме того, увеличивается и число программ Союзного государства. "В 2022 году реализовывалось четыре программы. В текущем году - уже пять. Планируется к утверждению еще четыре программы, они находятся в высокой степени готовности. Таким образом, к концу 2023 года мы будем иметь уже девять программ, то есть их число увеличится более чем вдвое по сравнению с 2022 годом", - сказал он. По словам Госсекретаря Союзного государства, в расходной части проекта бюджета на 2024 год предусмотрено финансирование четырех программ: в области развития космоса, разработки новой электронной компонентной базы для автотранспортных средств специального и двойного назначения, перспективных образцов оптоэлектронных, фотоэлектронных, лазерных средств и фотоники, а также пограничной безопасности на общую сумму около 1 млрд 955 млн рублей.
Итоги заседания подвел первый зампредседателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Владимир Андрейченко. "Мы набрали серьезные обороты в союзной интеграции, - сказал он. - Президентами Беларуси и России, правительствами делается все, чтобы санкции не оказывали влияния на работу наших предприятий и повседневную жизнь граждан". В качестве примера Владимир Андрейченко привел цифры роста товарооборота между двумя странами. В январе - июне текущего года он составил 23,5 млрд долларов США и увеличился по сравнению с тем же периодом 2022 года на 3,5 млрд долларов.
Власти Псковской области рассчитывают получить финансирование из бюджета Союзного государства на первый в регионе международный авиарейс, который в середине июля связал Псков и Минск. Об этом по итогам заседания Совета сообщил губернатор Псковской области Михаил Ведерников. "Я очень рад, что сегодня были приняты абсолютно предметные решения... Это касается и вопроса возможного субсидирования рейса Псков - Минск. На сегодняшний день пока это исключительно нагрузка на региональный бюджет. Но задача развития транспортного сообщения не только региональная, поэтому было бы справедливо, чтобы такая возможность на федеральном уровне была предусмотрена", - уточнил губернатор.