Продуваемый, газифицированный, без заводов и кочегарок
В министерстве природных ресурсов и экологии Новосибирской области рассказывают, что столица Сибири покинула перечень городов с самым высоким уровнем загрязнения окружающей среды еще в 1997 году. С тех пор качество воздуха в городе только улучшалось.
Председатель комитета охраны окружающей среды мэрии города Новосибирска Мария Сидорова отмечает, как минимум, четыре объективные причины, повлиявшие на это. Во-первых, относительно удачное географическое расположение: Новосибирск не находится в котловине и довольно хорошо продувается ветром. Во-вторых, за 20 лет город превратился из промышленной столицы в активно развивающийся студенческий и логистический центр.
- Если 20 лет назад в столице Сибири насчитывалось 200 крупных заводов, негативно влияющих на состояние окружающей среды, то сейчас на смену пришли тысячи малых предприятий. С одной стороны - это хорошо, с другой, сильно усложняет процесс контроля за выбросами тысяч эмитентов, - подчеркнула Мария Сидорова.
В-третьих, Новосибирск - это один из немногих сибирских городов, где печное отопление не является значимым фактором: 85 процентов частных домовладений подключены к газу.
И, наконец, в-четвертых, за последние пять лет в Новосибирске были закрыты более двух сотен малых котельных.
- Это долгий и затратный процесс, который дал хорошие результаты, - говорит Мария Сидорова. - Когда вместо множества "кочегарок" в районе появляется один теплоисточник с высокой трубой и газоочистным оборудованием, это большой плюс для экологии города.
По информации пресс-службы Сибирской генерирующей компании, с 2018 года энергетики Новосибирска заместили 18 малых теплоисточников, один из которых работал еще на дизельном(!) топливе. В результате объем выбросов снизился почти на 40 тысяч тонн. СГК протянула новые трубы и подключила потребителей к ТЭЦ. Процесс продолжается и сегодня: "Проведены переговоры с владельцами еще семи малых котельных, которые согласны с их замещением и переподключением подведомственных домов к централизованному теплоснабжению". Еще одним важным шагом по снижению вредного воздействия на окружающую среду стала модернизация электростанций Новосибирска, в которую компания уже вложила 13 миллиардов рублей, включающую замену устаревшего очистного оборудования на современные электрофильтры (их будет построено восемь с КПД улавливания 99,4 процента).
Подводные камни
Новосибирск - один из тех городов восточной части страны, которые сегодня активно растут и развиваются. При этом система мониторинга выбросов загрязняющих веществ, созданная в 70-х годах прошлого века, принципиальной модернизации не претерпела. Существующие в Новосибирске 10 стационарных постов (по одному на каждый район) подтверждают чистоту городской среды, но уже не могут контролировать ситуацию на развивающихся территориях города Новосибирска.
- Региональному центру необходимо совершенствовать и автоматизировать эту систему, она должна стать гибридной, укомплектованной метеодатчиками и экомобилями. К ней необходимо подключить передачу данных производственного экологического контроля. И уже на основании такой рабочей схемы можно будет говорить об уровне загрязненности воздуха в Новосибирске, - отмечает Мария Сидорова.
По мнению экспертов, онлайн-посты наблюдения необходимы городу, однако это чрезвычайно затратное оборудование. Пока оно существует в Новосибирске в единственном экземпляре и было предоставлено Сибирской генерирующей компанией.
Расширение и автоматизация мониторинга позволят оценить, в том числе, тот объем загрязнения, который приходится на автотранспорт. Депутаты регионального законодательного собрания неоднократно отмечали, что главная беда столицы Сибири - пробки, перегруженные автомагистрали и, соответственно, большой объем вредных выбросов, который, по некоторым оценкам, может составлять до 80 процентов от общего объема.
С этим согласна и Мария Сидорова. Она говорит, что городу буквально как воздух необходимы транспортные развязки, новые станции метро или линии скоростных трамваев:
"Если бы у нас появилась такая же удобная сеть, как в Москве, это дало бы толчок развитию и способствовало значительному снижению объема вредных выбросов. Дальнейшая застройка пошла бы на периферию агломерации, а люди с удобством добирались бы в центр на общественном транспорте. А пока, к сожалению, первое, что приобретает житель Новосибирска для повышения собственного комфорта - это личный автомобиль, умножая тем самым негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, качество жизни всего мегаполиса."
В СГК считают, что решению проблемы низкой экологичности новосибирского транспорта будет способствовать постепенное увеличение количества электромобилей на улицах города. Двигаясь навстречу этому международному тренду, компания заключила с Новосибирским государственным университетом договор о создании центра компетенций по развитию инфраструктуры и IT-обеспечения для электромобилей, и уже с осени этого года начнет развивать в городе сеть электрозарядных станций.