Как рассказал "РГ" Владимир Назаров, начальник управления экономического развития и инвестиций Советского района ХМАО, общая стоимость инвестпроекта составила около пяти миллионов рублей, из них 3,5 - льготный заем на закупку оборудования. Также предприниматель воспользовался муниципальной программой "Акселерация субъектов МСП" и возместил часть затрат - полмиллиона рублей. Помимо печи он приобрел станок, позволяющий превращать доску в погонажные изделия.
- Пока планируемые объемы невелики - 100 кубометров в месяц. Но поставлять товар хотят по всей России и на экспорт. Предприятие развивается, посмотрят, на что будет спрос, в зависимости от этого сосредоточатся либо на термомодифицированном сырье, либо на погонаже. Интереснее и выгоднее, разумеется, конечный продукт: вагонка, планкен, половая доска, - отметил представитель местной администрации.
Ниша свободна
По данным Рослесинфорга, в январе-июне 2023 года в консолидированный бюджет страны от леспрома регионов поступило 35 миллиардов рублей. Больше всех перечислила Югра, увеличившая лесные доходы на 59 процентов - до 2,8 миллиарда рублей. Перерабатывающих предприятий здесь много, производство термомодифицированной древесины как продукта с высокой добавленной стоимостью включено в инвестстратегию региона.
Это не только перспективное направление, но и свободная ниша. В 2020-2022 годах на нее пришлось всего четыре процента российского рынка стройматериалов, причем вкупе со слэбами (широкими плитами-спилами), погонажем, брусом из клееного шпона и многослойными клееными панелями. Самый крупный производитель термодоски в России находится в Псковской области, в прошлом году он увеличил объемы вдвое, до тысячи кубометров в месяц. В УрФО помимо Югры это направление развивают в Свердловской области. В частности, завод в Нижних Сергах работает уже третий год.
- Сколько всего на рынке игроков, сложно сказать. Мы как-то пытались анализировать круг основных конкурентов, насчитали 15-20, - говорит Владимир Котосин, собственник компании AUSWALD. - Есть желание выйти на постоянные объемы, но пока работаем под заказ, то есть изготавливаем продукт с конкретными размерами под конкретные проекты.
"ДОК-Лесной", резидент ТОСЭР "Лесной", открыл линию термодревесины в 2022-м. Гендиректор Алексей Филиппов признается: объемы производства пока незначительные, 5-6 кубов в месяц, хотя мощности позволяют выпускать до 120. Дело в том, что проект запускали с ориентацией на экспорт в Европу.
В термодоске отсутствует питательная среда для микробов, бактерий, грибков, поэтому нет нужды в химических антисептиках и пропитках. Служит она в два раза дольше, чем обычная древесина, при этом не гниет от дождей и снега, не меняет геометрию и не растрескивается при перепадах температуры и влажности, имеет красивую палитру по всей глубине - отсюда ее популярность в приморских странах: Норвегии, Швеции, Великобритании. Но сейчас поставок в том направлении нет, а азиатские покупатели сильно демпингуют, арабы же пока не проявляют особого интереса, несмотря на свою любовь к экологичным стройматериалам.
В России спрос заметно ниже, основные потребители - владельцы частных домов, баз отдыха, загородных СПА-комплексов или бань, а также ландшафтные дизайнеры и изготовители садовой мебели, которые хотят, чтобы их проекты смотрелись натурально и богато. Существенный минус продукта - довольно высокая цена, в 3-5 раз дороже необработанного пиловочника.
Дело не в автоклаве
Поможет ли удешевить этот товар отечественное оборудование? В частности, в том же Алябьевском установлена термокамера из Ставрополья. Патент на способ термической обработки при скоростной циркуляции продуктов сгорания газа ее производитель получил в 2018 году.
Сушка и последующее "поджаривание" происходят в одном контейнере без перегрузки материала. Получается быстрее, чем если сначала в печь, потом в шахтный или термовакуумный "автоклав". Создатель термокамеры заявляет: технология не только скоростная, но и экономичная, себестоимость при толщине древесины пять сантиметров выходит 1000 рублей на куб, если в качестве топлива применяется сжиженный газ. А если газ природный, так и вовсе 400 рублей. Окупается установка за 6-9 месяцев при полной загрузке.
Впрочем, те, кто в этом бизнесе подольше, сомневаются, что югорская продукция получится дешевой.
- Скорее всего они применяют так называемый крутой пар, когда-то придуманный финнами, поэтому процессы объединены в одной камере. Но куда денутся непрямые производственные затраты? - рассуждает Алексей Филиппов. - При термомодификации температура поднимается до 190-200 градусов и держится 5-9 часов в зависимости от того, какую структуру и цвет хочет заказчик. Сучки выгорают, получаются сквозные отверстия, следовательно, такая доска отбраковывается. Есть импортные замазки под дерево, которые позволяют устранить дефекты, но не все потребители на них согласны, кому-то нужен именно цельный массив. Если не иметь собственной лесозаготовки, придется отбраковывать до 50 процентов входящего сырья. Я доплачиваю поставщикам за предварительную сортировку, но все равно выходит не менее 15-30 процентов брака. Так что сроки окупаемости оборудования, озвученные производителем, касаются только сушки.
Владимир Котосин тоже обращает внимание на качество сырья. Именно поэтому он, начав с печи, постепенно развернул предприятие полного цикла, включая собственную пилораму.
Бизнес без иллюзий
Предприниматели советуют заходить в эту рыночную нишу, не ожидая золотых гор: клиент, предпочитающий натуральный материал, очень требователен. Да, у термодоски высокая маржинальность (если куб обычной древесины стоит 14-19 тысяч рублей, то термомодифицированной - до 100 тысяч), однако затраты на ее производство гораздо выше по сравнению с простой вагонкой. Кроме того, надо различать рейки для штакетника или беседки, которые после термокамеры просто прогоняют через станок, придавая форму, и продукт премиум-класса для вентилируемых фасадов, садового паркета, мебели и т. п.
- К примеру, у нас абсолютно новый подход к реставрации сучков. Используем термошпатлевку - нечто вроде смолы, которая нагревается до 120 градусов и заливается в трещины. Потом все прижимается прессом, лишнее срезается, доска шлифуется - получается красивое цельное гладкое полотно. Но себестоимость у него выше, поскольку применяется ручной труд, - говорит директор завода в Нижних Сергах.
В среднем объем камеры для сушки - 10-20 кубометров, для термообработки - от 5 до 9, чтобы загрузить это оборудование, нужно обеспечить стабильный поток сырья и такой же спрос.
- Я заказывал маркетинговый анализ рынка термодревесины в России. В 2020-2021 годах эту тему развивали многие компании, в основном крупные, с собственной лесозаготовкой. Для них это был дополнительный бизнес, не для внутреннего рынка, а с прицелом на экспорт. Включение в нацпроекты и госпрограммы популярности термодоске не прибавит, ведь там главное условие победы - низкая цена, так что выиграет участник с простой крашеной доской, - считает Алексей Филиппов.
У Владимира Котосина основной рынок сбыта - Россия и Беларусь. Конкретные цифры он называть не стал, но отметил, что год от года покупают больше. До 50-60 процентов заказов приходится на Урал, так как в Екатеринбурге организован шоурум, куда можно приехать, увидеть своими глазами, пощупать материал. Остальные потребители из самых разных городов - от Калининграда до Владивостока.