Законопроект о добровольной легализации и амнистии активов физических лиц был представлен на обсуждение в парламент страны весной текущего года. В мае депутаты почти единогласно его одобрили, а с девятого июня после подписания президентом Садыром Жапаровым документ вступил в силу. Цель закона, по словам заместителя минэкономики и коммерции КР Айнуры Усенбековой, - легализация теневой экономики, а также защита прав собственников, заработавших свои активы и денежные накопления честным способом.
- Мы надеемся привлечь имущество и доходы физических лиц в легальный экономический оборот путем создания правового механизма для добровольного декларирования принадлежащих им активов. К ним относятся и недвижимость, и банковские счета, оформленные на родственников или лиц, находящихся за пределами страны на момент декларирования, - заявил заместитель председателя ГНС Бекболот Алиев.
Он считает, что амнистия позволит привлечь в экономику внутренние и внешние инвестиции. А данный закон обеспечит гарантии сохранности активов и защиту собственников от преследования госорганов за нарушения законодательства КР, которые были допущены до объявленной добровольной легализации капиталов.
Гражданам республики дается год на то, чтобы прийти в государственную нотариальную контору и заполнить специальный бланк, разработанный специалистами министерства юстиции, - записать в него всю информацию о том, что было заработано и нажито до сих пор.
По словам начальника управления адвокатуры, нотариата и апостилирования минюста КР Асель Абакировой, тайну раскрытых таким образом данных будет хранить нотариус, и ни один государственный орган не сможет перепроверить список на достоверность. Весь процесс рассчитан на добровольность и честность декларанта. Асель Абакирова заверила, что все государственные нотариальные конторы - их в республике 92 - готовы к приему граждан.
Закон, предусматривающий легализацию активов, имеющихся на первое января 2023 года, предоставляет физическим лицам особые преференции. Например, освобождение от уголовной ответственности и уплаты налоговых и таможенных платежей, взносов по социальному страхованию и других обязательных платежей.
Только в том случае, если декларант при легализации укажет стоимость своего имущества и активов, превышающую 100 миллионов сомов, ему придется заплатить пошлину в размере миллиона сомов. При этом декларант не обязан раскрывать источники доходов.
Закон не будет применяться в ряде случаев: если активы ограничены в обороте или изъяты из оборота в соответствии с законодательством страны; если в Кыргызстане или за его пределами на момент вступления в силу закона действовало судебное решение об их аресте, конфискации или передаче другому лицу; если активы являются предметом уголовного или гражданского судопроизводства.
- Действие закона не будет препятствовать выполнению международных и национальных требований в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, в том числе осуществлению международного и межведомственного сотрудничества в этой сфере, - уточнили в минэкономики КР.
Однако и при таком раскладе остается открытым вопрос: захотят ли "нувориши" раскрыть свои истинные доходы? В стране это уже пятая амнистия капиталов. Все предыдущие не дали ожидаемых результатов.
Стоит напомнить, что и тогда главной целью была легализация теневых доходов. Однако за три десятилетия объем теневой экономики в Кыргызстане практически не изменился. Это признают и в министерстве экономики и коммерции. По словам замминистра Айнуры Усенбековой, в настоящее время его размер составляет 20 процентов ВВП. А вот международные институты называют цифры от 40 до 60 процентов.
Закон принят и реализуется, однако у многих экспертов до сих пор остались вопросы, которые возникли еще при обсуждении документа. Один из главных - зачем нужно было уничтожать всю накопленную за более чем 20 лет информационную базу декларационных кампаний?
Действуя согласно закону, в течение недели Налоговая служба уничтожила 1, 503 миллиона бумажных форм деклараций физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, свыше 321,5 тысячи сведений граждан, не имеющих облагаемых доходов, и 553,1 тысячи деклараций государственных и муниципальных служащих.
На вопрос корреспондента "РГ", почему власти пошли на такой неординарный шаг, начальник управления налоговой политики министерства экономики и коммерции КР Кубанычбек Ысабеков ответил:
- При обсуждении законопроекта одним из главных условий легализации активов его участники из числа предпринимателей и бизнес-сообщества называли физическое уничтожение деклараций. Они опасались, что собранными в ГНС сведениями могут воспользоваться контролирующие и правоохранительные органы в целях вымогательства, запугивания, рейдерского захвата и других противоправных действий.
Он признал, что, по сути, произошло обнуление и декларационная история начинается с чистого листа как для простых кыргызстанцев, так и для "владельцев заводов, газет, пароходов".