Можно ли считать нынешний рост заболеваемости (практически в 1,5 раза за две недели) коронавирусом типичным для осеннего сезона, или все же инфекция наступает слишком быстро, и нужно опасаться?
Андрей Поздняков: Рост заболеваемости не совсем типичный, и вряд ли он связан с сезонностью. Скорее, рост числа заболевших больше связан, во-первых, с тем, что началась учеба и люди вернулись из отпусков - возросла скученность в коллективах. Во-вторых, новые штаммы коронавируса лучше уходят от иммунной защиты, и одновременно у людей, вакцинированных и ранее переболевших, снижается уровень напряженности иммунной системы. Все эти факторы ведут к подъему заболеваемости. Европейские и американские врачи считают, что COVID пока не стал сезонным заболеванием (в США волна началась месяц назад, в разгар лета), так что, похоже, они правы.
На сегодня COVID-19 остается прорывным заболеванием, которое распространяется, как только снижается уровень коллективного иммунитета. Предыдущая волна была достаточно давно, уровень коллективного иммунитета, особенно на фоне прекращения массовой вакцинации, снизился, и поэтому возникает следующий подъем, особенно в связи мутациями. От сезонности это никак не зависит.
В США FDA готовит разрешение по применению новых вариантов вакцин, которые ориентированы на защиту от новых штаммов коронавируса. В России Минздрав вывел прививки от COVID-19 из числа обязательных, и в регионах теперь людям не из групп риска предлагают прививаться за деньги. Но вакцины, обновленной под "омикрон", пока нет, она лишь ожидается осенью. Вопрос: стоит ли привиться старой вакциной или лучше просто беречься от заражения и ждать новую?
Андрей Поздняков: Если нет возможности привиться новой вакциной, заточенной под "омикрон" и последующие его субштаммы, то прививаться старым препаратом особого смысла нет. Дело в том, что "уханьский" штамм очень сильно отличается от "омикрона" по антигенному составу, соответственно, антитела, которые вырабатываются на изначальный штамм ковида после вакцинации, крайне малоэффективны и против субштамма "эрис" и других новых штаммов.
Сейчас уже есть принцип разработки вакцины против COVID, и есть производственные мощности, поэтому, будем надеяться, что скоро у нас тоже появится обновленная вакцина, которая будет эффективна против новых штаммов.
Можно ли считать, что COVID-19 снизил агрессивность и стал примерно таким же опасным (с точки зрения возможных осложнений), как и грипп?
Андрей Поздняков: Сравнивать два респираторных заболевания, пусть и похожих по симптомам, не очень корректно. Грипп опасен по большей части осложнениями, а COVID-19 чреват переходом в длительный ковид и постковидными осложнениями. Но в целом можно сказать, что сейчас по летальности и по количеству случаев тяжелого течения заболевания они, действительно, стали схожими.
Прививка от гриппа стимулирует только специфический иммунитет, или есть данные, что такая прививка помогает легче переносить и COVID-19?
Андрей Поздняков: Прививка от гриппа стимулирует только противогриппозный иммунитет и не защищает от других заболеваний. Более того, поскольку грипп - это очень изменчивый РНК-вирус, прививка от гриппа имеет еще и временные ограничения. Если привиться заранее, допустим летом, то к эпидсезону можно получить уже падение уровня иммунного ответа.
Антигеном в вакцине от гриппа является инактивированный вирус гриппа, и антитела вырабатываются именно на него и ни на какой другой микроорганизм, будь то вирус или бактерии. Антитела - это очень специфичные химические молекулы, которые эффективно инактивируют конкретный вирус или бактерии. Существуют поливалентные вакцины (от нескольких инфекций), но они так и называются, потому что в них содержится несколько антигенов от разных микроорганизмов. Но вакцина против гриппа к поливалентным не относится, она защищает только от гриппа.
Двойное заражение грипп-СOVID - возможно ли и протекает ли тяжелее, чем что-то одно?
Андрей Поздняков: Двойное заражение ковидом и гриппом может случиться. Такие случаи протекают очень по-разному. Многое зависит от особенностей организма человека, изначального уровня иммунной системы, возраста и коморбидного фона.