По прогнозам, к концу текущего года количество туристов, посетивших ДВФО, превысит доковидный уровень. Согласно официальной статистике, в 2019 году Дальний Восток посетили 7,5 миллиона человек. А в 2022 году - около 5 миллионов.
На Дальний Восток едут в первую очередь за уникальными природными красотами: увидеть черные пляжи океанского побережья, уссурийскую тайгу, скалистые берега Лены, Байкал, краснокнижных животных и растения. На территории края находится треть всех особо охраняемых природных территорий - 63 заповедника. По данным Минприроды России, с начала года их посетило свыше 260 тысяч туристов, а за весь прошлый год - почти 475 тысяч, что на 40 процентов больше, чем в 2021 году. Самыми посещаемыми территориями стали национальный парк "Земля Леопарда", Тункинский национальный парк, Забайкальский национальный парк и национальный парк "Алханай". На территории дальневосточных заповедников работают 113 гостиниц, 22 музея, 40 визит-центров, доступно более 17 тысяч километров экотроп и маршрутов.
"Туристическая отрасль имеет важное значение как с точки зрения развития экономики, так и возможности граждан отдохнуть, увидеть свою страну, - сказал полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев на межведомственном совещании, посвященном состоянию туристической отрасли на Дальнем Востоке и в Арктике. - Люди, которые побывали на Дальнем Востоке, стремятся узнать его лучше, принимают решение о реализации на его территории инвестиционных проектов. Обладая богатым природным потенциалом, Дальний Восток и Арктика дают возможность туристам посмотреть лучшие уголки природы".
На развитие национальных парков и заповедников Дальнего Востока в этом году выделено 200 миллионов рублей, а также 32 миллиона для арктических территорий. По прогнозам, в следующем году финансирование будет увеличено кратно. На эти деньги будут построены гостиницы, визит-центры, проложены экологические тропы для туристов.
Кроме того, с 1 сентября этого года вступил в силу закон о рекреации на особо охраняемых природных территориях. Новый закон поможет снизить административные барьеры для притока инвестиций, создания туристической инфраструктуры и усилить контроль за соблюдением природоохранного законодательства при развитии туризма на особо охраняемых природных территориях (ООПТ).
Несмотря на то, что интерес россиян к путешествиям на Дальний Восток растет, количество туристов в крае все еще кратно меньше, чем в других регионах, например, Краснодарский край, Калининградскую область, Казань, Москву и Санкт-Петербург посещают в несколько раз больше туристов.
По словам экспертов, для того, чтобы туристический поток увеличился, важно развивать инфраструктуру.
"Чтобы повысить привлекательность Дальнего Востока для отечественного туриста, необходимо активно развивать рынок средств размещения - на текущий момент он является точкой роста, - уверена коммерческий директор Группы отелей "Русские сезоны" Инна Рындина. - Пока количество качественного номерного фонда сильно уступает спросу".
Однако строительство отеля где-нибудь в центральной части России и, скажем, в Амурской области существенно отличается по затратам. Плюс существует специфика по материалам, их закупке и доставке. Расходы на зарплату рабочим и персонала также разнятся. Понимая это, правительство применяет целый комплекс мер, который снимает часть финансовой нагрузки с бизнеса. Речь идет о нулевых налогах, пониженных социальных взносах, строительстве инфраструктуры за счет бюджетных средств и прочее. В частности, в ДВФО существует программа поддержки строительства модульных гостиниц. Бизнесу могут компенсировать до 1,5 миллиона рублей при строительстве такого номерного фонда. Льготные кредиты выдают предпринимателям, которые планируют построить гостиницы 3-4 звезды вместимостью от 120 номеров.
Эксперты уверены, что помимо развития инфраструктуры, важно направить усилия на маркетинговую составляющую.
"Дальний Восток, несомненно, имеет большой и пока что не до конца реализованный потенциал формирования собственного уникального образа, считает генеральный директор КРОС Екатерина Мовсесян. - Сегодня появилась большая часть туристов, которая еще совсем недавно не рассматривала путешествия внутри страны на дальние расстояния. Эти люди не являются опытными путешественниками, и они еще только нащупывают комфортные для себя условия поездок. Для данной категории путешественников необходимо выстраивать коммуникацию особым образом. Она должна в большей мере нести информирующую, образовательную функцию, которая объяснила бы новичкам из центральной России, в чем ценность поездки на Дальний Восток. В некотором смысле это должна быть работа с развенчанием мифов об отсутствии инфраструктуры и сложностях логистики".
Еще одна стимулирующая мера, которая может увеличить туристический поток, - это субсидирование авиабилетов. "Необходимо принять меры по снижению стоимости авиабилетов, а также на постоянной основе реализовывать программу кешбэка за размещение туристов в гостиницах и санаториях Дальнего Востока", - уверена профессор кафедры гостиничного и туристического менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Наталия Зайцева.