Соя с Дальнего Востока России - это высококачественный продукт. Благодаря природно-климатическим особенностям в ней содержится высокая доля белка, она не проходила генетическую модификацию. Это дает сразу плюс 20 процентов к цене.
"Теоретически мы могли бы экспортировать сои гораздо больше. Спрос со стороны КНР для нас практически неограничен. Главная проблема сегодня - экспортная пошлина. Президент России ранее указывал, что нашим аграриям нужно пользоваться близостью Китая и больше продавать туда. Однако пошлины носят по факту заградительный характер, - рассказал "РГ" глава Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Амурской области Владимир Юсупов. - Спрос со стороны КНР стабилен. Там работает сразу несколько бирж, рынок прозрачный и емкий. Из-за высокого качества российской сои мы попадаем в премиум-сегмент. Нас в Азии уже знают. Недавно начались пробные поставки соевого масла в Южную Корею, правда, пока в небольших объемах".
При этом соевый рынок внутри сейчас достаточно напряженный. Например, в этом году новые регионы РФ дают большие объемы этой культуры, поэтому дальневосточный урожай не сильно интересен центральным регионам и тем более европейской части России.
Разговоры о строительстве новых мощностей по переработке сои в ДФО ведутся давно, и это правильный вектор развития. Но на строительство нужно как минимум несколько лет. Причем при условии щедрых инвестиций и реальной господдержки на уровне регионов по всем возникающим вопросам.
При этом Дальний Восток может и должен заниматься другими сельхозкультурами. Отличным дополнением в севообороте стала, например, кукуруза. В конце сентября должна произойти "историческая" первая судовая отгрузка амурской кукурузы с приморских портов, рассказали "РГ" сами фермеры.
Агроэкспорт простимулирует и развитие инфраструктуры. Раньше все основные потоки сельхозпродукции за рубеж шли через порты Кубани и Ростовской области. Теперь мы в процессе "переориентации на восток", и логистические трудности пока неизбежны. "На восточном экспортном направлении бутылочное горлышко - это сухопутные границы. Да, есть Благовещенск и Приморье, там инфраструктура налажена. Сейчас реализуются проекты по увеличению пропускной способности железной дороги и портов. Однако сельхозгрузы не являются приоритетными, - отмечает Владимир Юсупов. - Весь Кузбасс и Сибирь идут гигантским грузопотоком угля, и там дефицит пропускной способности. Если говорить о морской перевалке, нужны мощности для хранения и накопления грузов".
К Дальнему Востоку нужен особый подход, отмечают эксперты. Конечно, по мере развития промышленности и переработки откроется возможность для производства более маржинальных сложных продуктов. Но в этот переходный период агропрому ДФО нужен щадящий режим. Необходимо обеспечить меры оперативного регулирования отрасли, снизить экспортные пошлины.
Уже сейчас строятся заводы по переработке сои. И будут еще проекты, если инвесторы увидят в этом экономический потенциал. Масло самых разных видов, которое китайцы готовы выкупать практически в неограниченном количестве - почему бы не расширить эти возможности? Есть два востребованных продукта - это соевый шрот и соевый жмых. Здесь можно действовать еще более продуманно, развивая на этом сырье собственное животноводство, производство крупного рогатого скота. В том числе об этом говорится в обновленной "Стратегии развития агроэкспорта России до 2030 года". Так что не исключено, что через 10-15 лет Россия с ее огромными производственными возможностями действительно будет обеспечивать продовольствием существенную часть Юго-Восточной Азии.
На Дальнем Востоке обновляют промысловый флот
Георгий Мартынов, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья:
- Сейчас перед отраслью стоят большие задачи: увеличение вылова и выпуска готовой продукции с добавленной стоимостью, поиск новых направлений для реализации российской рыбной продукции на мировых рынках, развитие береговой, перерабатывающей и логистической инфраструктуры, обновление рыбопромыслового флота.
Основу флота, ведущего промысел рыбных объектов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, скоро составят более 60 новых современных крупнотоннажных судов, а также около 50 краболовов, все будут построены на российских верфях. Уже введены в эксплуатацию 25 береговых рыбоперерабатывающих заводов и планируется еще несколько.
Основными видами производимой продукции на флоте и на заводах будут филе сельди, филе минтая, фарш сурими, рыбный фарш и мука, рыбный жир. Вся эта продукция востребована на внутреннем и зарубежном рынках.
Конечно, такие масштабные задачи быстро не решаются, особенно в условиях сегодняшних санкций, когда многие страны задерживают поставки. Но наши предприятия работают над локализацией производства.